30.10.2011 23:08
    Поделиться

    Елена Образцова: Большой театр стал новым и, одновременно, антикварным

    Этого события ждали шесть лет: Большой театр открылся. Церемонию открытия возглавил президент России Дмитрий Медведев. А обновленный, сверкающий сусальным золотом зал плотно заполнил политический истеблишмент, редко разбавленный представителями отечественной культуры и шоу-бизнеса.

    Остальные, в том числе и обозреватель "Российской газеты", наблюдали торжества у телеэкрана. Прямая трансляция велась на 36 стран Европы, Америки и Азии. Открытие Большого театра продумывалось не только как национальное событие, но и как грандиозная международная церемония - с участием зарубежных политиков и мирового артистического бомонда. Однако в Москву прилетели далеко не все: в зале не обнаружилось ни приглашенного Пласидо Доминго, ни Джона Ноймайера, ни других именитых гостей. Суть праздника от этого, конечно, не померкла. Дмитрий Медведев назвал открытие исторической сцены "великим чудом", подчеркнув, что "все получилось великолепно: по последнему слову техники, по самым последним подходам к таким очень сложным сооружениям".

    Естественно, что театр еще не один месяц будет осваивать те возможности, которые у него появились, но пока впечатление от увиденного на телеэкране осталось двойственное. С одной стороны, фурор произвела работа режиссера Андрея Болотина, продемонстрировавшего фантастические перспективы использования компьютерных технологий в создании декоративной среды: особенно эффектной вышла инсталляция коронационных торжеств Александра II в 1856 году у стен открывшегося Большого театра. С другой стороны, новейшие технологии не сочетались с банальными накладками - не открывающимся занавесом, томительными паузами, выходом рабочих для уборки вручную реквизита со сцены.

     
    Видео: Виктория Виатрис

    Программа же концерта, собранная постановщиком Дмитрием Черняковым из репертуарных номеров Большого театра, строилась по оси главных "вех" истории театра. Хрестоматийная русская классика - адажио из балета "Лебединое озеро", хор "Славься" из оперы Глинки "Иван Сусанин". "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина и романс Рахманинова "Не пой, красавица, при мне, ты песен Грузии печальной" в страстном и оттого еще более многозначном исполнении Натали Дессей. Популярная советская тематика: сцены из балетов "Пламя Парижа", "Спартак", из балетов Прокофьева и Шостаковича. Причем состав участников концерта обнажил проблему: балетная труппа презентовала себя собственными силами, показав блестящий состав солистов - Светлану Захарову, Наталью Осипову, Марию Александрову, Ивана Васильева, Андрея Уварова и других. А оперной труппе пришлось предъявлять в своем первом ряду приглашенных певцов: Виолетту Урману (Литва), Натали Дессей (Франция), Анжелу Георгиу (Румыния), Дмитрия Хворостовского - звезд мировой оперы. Впрочем, публика одинаково индифферентными аплодисментами оценила всех - и массовку, и солистов балета, и мировых звезд.

    Через несколько дней, 2 ноября, в Большой театр придут уже свои, традиционные зрители - на первую премьеру исторической сцены: оперу Глинки "Руслан и Людмила". А 12 ноября на Основной сцене выступит хор и оркестр театра Ла Скала под руководством Даниэля Баренбойма.

    Прямая речь

    Елена Образцова, народная артистка СССР

    - Самое главное впечатление у меня осталось от самого театра: какой он стал новый и одновременно антикварный. Замечательная реставрация: ничего вычурного, все очень изящно, элегантно. Золото в зале наносили чуть ли не в семь слоев по специальной технологии, поэтому нет впечатления аляповатости. Трогательно, что заштопали старинные гобелены, которые были еще при Николае II. Вообще, отделка залов, которые выходят к публике, - Бетховенского, Круглого, - прекрасная. Мне нравится, что сняли паркет и сделали кафельный пол, причем кафель заказывали в Италии - именно такой, какой был во времена, когда открывали Большой театр. Все это я считаю действительно событием. А то, что касается самого вечера, то, на мой взгляд, очень неудачно пригласили солистов, хотя это были солисты, имеющие имена. Может, они все перенервничали, потому что пели по-русски, но мне никто не понравился. Вообще, очень странно, что приглашали певцов: в Большом театре есть хорошие певцы - их мало, но они есть.

    На мой взгляд, на открытие в первую очередь должны были пригласить артистов Большого театра. В зале же сидела совершенно не театральная публика - многие из них никогда и не ходили в Большой театр, не знают, что такое искусство. Это очень досадно, и все наши артисты были страшно расстроены. Большой театр - это наш дом, и мы первыми должны были войти туда. На вечер не попали и люди, которые всю жизнь ходили в Большой театр, и я видела, как они стояли со слезами на глазах. Их тоже лишили праздника. Для меня самой было сюрпризом попасть в театр и сидеть рядом с президентом. Меня ведь пригласили в последнюю минуту. Мы общались с президентом весь вечер. И я сказала ему: "Вот видите, как мне повезло, что меня посадили рядом с вами". А он ответил: "Это мне повезло, что я сижу рядом с вами".

    Поделиться