Два ближайших года - 2012 и 2013 - пройдут под знаком борьбы за любовь российского зрителя к отечественным фильмам.
Что должно нас заставить искренне полюбить родное кино и позабыть хотя бы про французское с американским? Это такие фильмы, как "Одноклассники.ru" (не путать с "Одноклассниками" Сергея Соловьева), "Мы из будущего-3", "Бой с тенью-3", "ДухLess" (по роману Сергея Минаева), "Шпион" (по роману Бориса Акунина), "Елки 2012", "Высоцкий", "Иван Поддубный", "Легенда N 17" о хоккеисте Валерии Харламове, фильм-катастрофа "Метро", современная версия "Джентльменов удачи"... И это еще не весь список.
Об этих проектах и потраченных на них средствах из господдержки рассказали журналистам руководители семи российских студий-мэйджоров. Прежде словом "мэйджор" называли лишь крупнейших голливудских производителей. Но с некоторых пор термин прижился и у нас. Особенно после того, как два года назад (в 2009-м) на государственном уровне было принято решение о создании Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа (Фонд кино), который распределяет субсидии лидерам кинопроката и социально значимым проектам.
В число кинолидеров, получивших господдержку, и вошли семь российских кинокомпаний. Критерий отбора был прост - те, кто создал фильмы, аудитория которых превысила 1 млн человек. Как только выбрали "великолепную семерку", помимо слова "мэйджор", в русском языке появилось еще одно, более понятное для наших людей - "семистудийщина".
И вот топ-менеджеры семи студий, большинство из них еще и продюсеры и один режиссер и актер, собрали в Москве пресс-конференцию, чтобы осветить тему: "Программа поддержки лидеров киноиндустрии: промежуточные итоги и планы работы". Собрались люди серьезные - Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский (оба - "Арт Пикчерз Студио") Сергей Сельянов ("СТВ"), Леонид Верещагин ("Три Тэ"), Марк Лоло ("Централ Партнершип"), Игорь Толстунов ("ПРОФИТ"), Анатолий Максимов ("Дирекция кино"), Никита Трынкин ("Базелевс"). Такое собрание поначалу насторожило, и обозреватель "РГ" честно пыталась понять, в чем подвох. Неужели не хватило выделенных государством на поддержку коммерческого кино денег или окончательно упал престиж профессии продюсера? В процессе разговора выяснилось, что ничего страшного с нашим кино не происходит. Наоборот, надежды высоки. Собравшиеся уверяли, что система господдержки замечательна. "Такая реформа - редчайший случай, единственный на моей памяти - современный и эффективный", - сказал Сергей Сельянов. В один голос все уверяли, что самый большой плюс системы - прозрачность. Говорили, что "если раньше мы снимали 1-2 коммерческих кинопроекта в год, то теперь можем представить по меньшей мере 15-16" - слова Игоря Толстунова.
Были оглашены и первые результаты в области успешного коммерческого зрительского кино - фильмы "Елки", "Три богатыря и Шамаханская царица" - и артмейнстрима - картины "Два дня", "Дом" (выходит в прокат на следующей неделе - Прим. С.А.) и "Бабло". Также было сказано, что, работая с господдержкой удобнее привлекать инвесторов (Леонид Верещагин), и наша страна в этом смысле вышла на мировой уровень профессиональных отношений производителей и государства (Никита Трынкин).
А Федор Бондарчук провозгласил, что собравшиеся готовы ставить и обсуждать вопрос, чтобы в будущем студий -мэйджоров было не 7, а хотя бы 13-15. "Мы посмотрели и посчитали, - больше в нашей стране их все равно не существует - тех, кто хорошо и профессионально умеет делать кино, - сказал он.
Марк Лоло пояснил, почему результатов - отчетов, на что потрачены государственные деньги стоит ждать лишь в 2012-13 годах: "Цикл производства зрительских фильмов от двух до трех лет. Думаю, что, картины, которые подтвердят, что присутствующие здесь компании делали хорошие фильмы, появятся уже в ноябре. И начнем мы с фильма "Бой с Тенью-3" - выходит через две недели в условиях жесточайшей конкуренции. Но мы будем отвоевывать пространство!"
Продюсер Анатолий Максимов, известный цветистыми оборотами речи, сказал так:
- В прежние времена, когда была неловкая помощь государства, она распределялась тонким слоем. Продюсеры экспериментировали, а результат - массовое отравление аудитории отечественным фильмом.
Сейчас, в нелегкое для отечественного кино время выбрана структурная единица - производящая компания, которая, вкладываясь в себя, способна вложиться во всех. Это как когда лес завалило снегом, тот, кто прошел по лыжне, сделал тебе хорошо. Важно, чтобы было больше лыжников.
- Мы не чиновники, мы - продюсеры и производители. Нам было принципиально собраться без руководства Фонда кино. Мы хотели поговорить о кинематографе, о том, что мы делаем, чтобы нас поддержали. Выходит "Шпион" - я встаю на лыжню, - сказал Федор Бондарчук, который играет главную роль в экранизации "Шпионского романа" Бориса Акунина.