Строить дороги нужно, не разбрасываясь деньгами, поскольку в этой сфере не ворует только ленивый. Об этом президент Дмитрий Медведев рассуждал вчера на встрече с активом "Единой России" и Общественным комитетом своих сторонников. И, как выяснилось, он иногда сам ездит по этим дорогам "по-тихому, как обычный водитель".
Поскольку говорить о модернизации без отлаженной транспортной системы невозможно, глава государства объяснил, как именно ее нужно развивать, чтобы достигнуть хороших результатов и сэкономить лишнюю копейку.
От многочисленных транспортных трудностей страдают не только такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, но и еще десятки крупных городов по всей России. Поэтому, считает Медведев, на дорожные проблемы необходимо обратить особое внимание. "Это касается и пробок, которые всех раздражают, и смога от выхлопных газов, и дорожного строительства", - сказал он.
О положении дел на отечественных дорогах глава государства, как выяснилось, знает не только из докладов чиновников. Президент признался, что и сам не против порулить. "Я иногда езжу по-тихому, о чем никто не знает, и могу почувствовать себя обычным водителем. Скажу, что парадоксов в том, как организовано дорожное движение, у нас действительно предостаточно", - признался он, реагируя на выступление руководителя интернет-проекта "Пробок.нет" Александра Шумского, предложившего улучшить организацию дорожного движения без значительных финансовых затрат. Президент как обычный водитель - явление для нашей страны не типичное, однако именно поэтому глава государства настаивает на том, что власти обязаны слышать голос общественности в этом вопросе: "Люди, которые об этом говорят, на собственных машинах все это прошли, и они понимают, где глупости". Президент предложил распространить проект "Пробок.нет" на территорию всей страны.
Отдельно президент остановился на причинах крупных ДТП, произошедших в последнее время. По его словам, ими стали нарушения условий труда водителей и грубое несоблюдение Правил дорожного движения. Медведев напомнил, что ранее было принято решение создать комплексную систему обеспечения безопасности населения на транспорте, в том числе автомобильном. До 2013 года на это уйдет более 46 миллиардов рублей.
Высказался глава государства и за то, чтобы ужесточить условия получения прав категорий Д и Е (автобусы и автопоезда). По его мнению, сейчас такие права выдаются слишком легко - их просто проштамповывают. "Нужно подумать, как эти правила сделать менее бюрократическими, но более внимательными по отношению к безопасности. Надо подготовить поручение в адрес МВД и ГИБДД", - распорядился он.
"Программа развития дорог в масштабах страны должна быть ориентирована на длительный период, но не менее важно, чтобы строительство дорог велось по разумным ценам, потому что это та сфера, где не ворует только ленивый", - подчеркнул Медведев. Именно поэтому за излишне "трудолюбивыми" должны следить правоохранительные органы и быстро вскрывать вороство при строительстве дорог. Глава государства надеется на то, что ранее созданные федеральные и региональные дорожные фонды смогут внести вклад в решение дорожной проблемы. "Дороги должны быть не просто дорожным полотном, как их почти всегда у нас и создавали. Нам нужна еще и цивилизованная инфраструктура вокруг дорог", - проинструктировал президент. Речь идет прежде всего об инфраструктуре связи, оказании медицинской помощи, сетях ресторанов и мотелей.
На электричке Дмитрий Медведев инкогнито вряд ли ездил, но и без этого личного опыта настаивает на развитии сети пригородных поездов, поскольку ими пользуются миллионы граждан России. До мест назначений они должны добираться быстро и с комфортом, причем за разумную и доступную цену. В этом плане, по мнению Медведева, преуспели высокоскоростные поезда "Сапсан", однако на сегодняшний день они являются скорее исключением, чем правилом.
Что касается цены за проезд, то глава государства сообщил: для субсидирования пригородных пассажирских компаний в 2011-2012 годах из федерального бюджета в уставной капитал РЖД выделяется по 25 миллиардов рублей. "Немалые деньги, обращаю внимание. И, соответственно, плата за проезд должна оставаться доступной для абсолютного большинства наших людей", - дал указание президент. Причем уже сейчас необходимо думать о том, как этот механизм будет работать после 2012 года.
Свежую идею в этом направлении президенту подбросил мэр Москвы Сергей Собянин, который предложил законодательно закрепить порядок субсидирования пригородных перевозок. "Ведь маршруты пригородного сообщения, по сути, стали городским транспортом", - мотивировал он. По словам Собянина, ранее субсидирование транспортной инфраструктуры закладывалось в стоимость билета. "У меня большая просьба проработать вопрос субсидирования инфраструктуры путем введения постоянной, а не годичной нормы", - обратился к президенту столичный градоначальник. Тогда, полагает он, в пригородные перевозки придут частные компании, которые готовы вкладывать деньги в подвижной состав. "Ведь вкладывать эти деньги, не понимая, какие у тебя субсидии не на один год, невозможно", - объяснил Собянин. В случае же внедрения такой системы государственные субсидии пригородных перевозок в будущем могут не понадобиться.
После этого речь зашла о людях с ограниченными возможностями, которые особенно нуждаются в полной доступности общественного транспорта. "Количество людей с ограничениями в трудоспособности у нас очень большое, раньше мы к этому относились абсолютно наплевательски. Сейчас ситуация несколько изменилась. Мы должны приспосабливать наши автобусы и троллейбусы, и метро, и другие виды общественного транспорта к нуждам инвалидов", - заявил Медведев. И поменять здесь придется не только мышление чиновников, которые, как выразился президент, стараются менять его по свистку, но и всего российского общества. "В этом смысле наше общество пока далеко от гуманистических стандартов, которые применяются во многих других странах", - признал он, напомнив, однако, о госпрограмме "Доступная среда", которая будет реализовываться до 2015 года.
В развитии, впрочем, нуждаются не только наземный транспорт, но и крупные авиаузлы, о чем президент также сказал немало слов. "Нам нужно способствовать развитию крупных и ответственных авиаперевозчиков, которые инвестируют достаточные деньги в развитие и обновление парка воздушных судов. Наши граждане должны иметь возможность добраться самолетом в любой конец страны безопасно, удобно и за приемлемые деньги", - подчеркнул Медведев.
Однако сегодня российская маршрутная сеть авиаперевозчиков построена так, что из одного региона в соседний можно добраться только через Москву. А это и дорого, и нерационально. "Нужно создавать крупные узловые аэропорты, хабы. В частности, один из таких будет готов в 2013 году в Красноярске. Но невозможно сделать нашу страну столь же современной и развитой в коммуникативном плане, если мы не сможем возродить малую авиацию", - считает президент. По его словам, в России существует около 28 тысяч населенных пунктов, до которых, кроме как на самолете или вертолете, не доберешься. Так что у государства появляется еще одна "головная боль" - поддержать развитие социальных авиаперевозок.
Тут к обсуждению подключился председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, который высказался за введение прямых авиарейсов между столицами федеральных округов. "Идея вроде плавающая на поверхности, но в целом неплохая", - одобрил президент. По его мнению, подобный шаг помог бы сблизить округа, и то, что для этой цели придется ввести 35 рейсов, вовсе не является помехой. Далее глава государства выступил за то, чтобы женщины пользовались льготами при авиаперелетах с Дальнего Востока в центральную часть России с 55 лет, а не с 60, как сейчас. Он пообещал, что поручит устранить эту несправедливость.