Константин фон Эггерт,
специально для Russia Now
Не проходит и дня, чтобы лидер происламской Партии справедливости и развития, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, не привлек внимание мировых СМИ. Он призывает установить демократию в Египте, угрожает Израилю войной на море, обещает Палестине признать ее независимость, публично заявляет, что будет бойкотировать режим президента Сирии Башара аль-Асада, которого не считает влиятельным политиком. В последнем интервью журналу Time премьер-министр лишь вскользь упомянул заявку Турции на вступление в Европейский союз, поданную уже давно. Он намекнул, что к тому времени, как ЕС будет готов принять Турцию в свои ряды, страна может стать менее сговорчивым и более требовательным партнером.
Эрдоган и его партия имеют собственную концепцию развития Турции. Несмотря на то, что эта концепция только разрабатывается, она уже более вдохновляющая, целостная и последовательная, чем перспективы, которые могут предложить своим согражданам лидеры стран Европейского союза - однообразные, скучные и неясные. Концепция создается для страны, которая искренне поддерживает идеи ислама, но в то же время толерантно относится к другим религиям, убеждениям и обычаям. Если бы вы были молодым гражданином Турции, какую судьбу вы бы желали своей стране? Поддержали бы вы распространение политического и экономического влияния своей родины в Средиземноморском регионе? Хотели бы вы, чтобы Турция сама принимала решения о своем будущем? Или вы предпочли бы присоединиться к союзу стран не равных по своему благосостоянию, тщетно пытающихся с помощью финансовых вливаний спасти государство, численность населения которого не превышает количество жителей Стамбула? Стали бы вы поощрять разрастающийся бюрократический аппарат Брюсселя, стремящийся указывать фермерам Дании, какой формы должны быть яйца, и регулировать продажи алкогольных напитков представителям коренного населения финской Лапландии? Ответ очевиден.
Даже до того, как в 1990-х гг. на политической арене страны появился предыдущий мэр Стамбула, было понятно, что строгая светская система Турции, которую поддерживала армия, морально устарела. Ясно и то, что старая элита, придерживавшаяся взглядов Ататюрка, этого не поняла. А теперь правоцентристская Партия справедливости и развития пользуется моментом. По словам моего знакомого, профессора политологии в одном из ведущих частных университетов Турции, "премьер-министр прибегает к демократическим лозунгам, чтобы изменить систему и укрепить лидирующую позицию исламской партии в Турции на долгие годы, если не на десятилетия". Эрдоган ведет неослабевающую "охоту на ведьм" против военных и завоевывает одобрение ЕС за отстранение "вояк" от политической сферы. Так, ранее генералы не допускали вмешательства радикалов всех мастей в политику, временами даже применяя жестокие меры. Останутся ли радикальные партии по-прежнему на обочине политической жизни? В этом можно вполне законно усомниться.
Эрдоган призывает ввести прямые выборы на пост президента и готовится проскользнуть в кресло главы государства, чтобы и дальше продолжать свою карьеру. Однако больше всего общественность должно заботить то, как он преследует журналистов (несколько десятков представителей СМИ были брошены в тюрьму, по зачастую нелепым и очевидно сфабрикованным обвинениям). На ответственные посты в судебных органах премьер-министр назначает сторонников своей партии. Все это делает официальные заявления Эрдогана о своей приверженности демократическим принципам абсолютно не убедительными.
Проводимая им внешняя политика кажется непоследовательной и в лучшем случае сводится к выкрикиванию лозунгов, в худшем - к опрометчивым шагам. Просматривая видеозапись его триумфальной поездки по Ближнему Востоку, я не мог не сравнить это видео с документальным фильмом о том, как второй президент Египта Гамаль Абдель Насер своими пламенными призывами "утопить Израиль в море" разжигал ненависть толпы к израильскому государству. Конечно, Эрдоган не произносит таких провокационных речей. Он знает, что существуют границы, которые не следует переступать политикам, если они хотят, чтобы Запад продолжал воспринимать их всерьез.
И все-таки любовь турецкого премьер-министра к популизму и низкопоклонству - веская причина для беспокойства. В то же время, надо отдать ему должное, - он знает, в какой момент следует остановиться. Несмотря на то, что власти Египта были готовы открыть для него границы, Эрдоган нарушил свое обещание посетить сектор Газы, находящийся под контролем исламистской организации "Хамас", в знак солидарности с Палестиной. На днях в соответствии с требованиями НАТО он дал согласие на размещение радаров США на территории Турции. И все-таки будущее политика-бунтаря еще неизвестно. Он может стать реформатором, оказывающим влияние не только на свою страну, но и на все мусульманские государства мира, - и властолюбивым тираном, который разрушит турецкую демократию и дестабилизирует ситуацию в Средиземноморском регионе.
Также доступна английская версия статьи.