30.10.2011 23:50
    Поделиться

    Константин Угрюмов: Смешанная пенсионная система лучше диверсифицирует риски

    Дискуссия о состоянии и перспективах развития пенсионной системы продолжается с неослабевающей остротой. И это понятно. Государство постоянно решает одну из главных проблем социального общества - проблему достойных пенсий. В последнее время все громче звучат суждения о том, что в России вытесняется традиционная, солидарная система обязательного пенсионного страхования, когда собранные с работодателей текущие страховые взносы тут же распределяются среди тех, кто сейчас на пенсии. Эту систему, вроде бы успешно действующую еще с советских времен, якобы меняют на чуждые нам накопительные механизмы.

    И вот здесь нужно вовремя остановиться, чтобы понять, о чем идет речь. Вопрос, по сути, стоит так: как обеспечить достойную пенсию нынешнему поколению пенсионеров и какую пенсию в перспективе получат молодые граждане. На первых ориентирована солидарная (распределительная) часть пенсионной системы, а вторые - молодые имеют, пожалуй, единственную возможность сформировать в процессе работы достойную прибавку к пенсии только за счет существования и развития накопительной составляющей в составе трудовой пенсии.

    Я остановлюсь именно на молодом поколении граждан России, так как именно для их блага в пенсионной системе существует накопительный компонент.

    Здесь сразу нужно заметить, что суть пенсионных накоплений как раз состоит в том, чтобы за счет капитализации страховых взносов обеспечить в будущем финансирование пенсий нынешнему молодому и среднему поколению, прежде всего в тот период, когда в силу неблагоприятной демографии "содержать" пенсионеров распределительным способом будет весьма проблематично. Именно это обстоятельство делает неизбежным приоритетом проблему развития иных, кроме распределительных, возможностей финансирования пенсий.

    В этой связи нужно особо отметить, что в России идет процесс становления и укрепления системы, как раз базирующейся на функционировании двух способов формирования ресурсов для выплаты пенсий - распределительного и накопительного. Обратите внимание, речь идет не о замене или вытеснении одного другим, а об их сочетании.

    Именно такая смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски, противостоять как экономическим, так и демографическим вызовам современности. И она уже доказала свою жизнеспособность в кризисных условиях.

    Безусловно, в современных экономических условиях проблемы испытывают пенсионные системы абсолютно всех стран мира. Но сейчас речь идет о России. Конечно, можно государственным декретом узаконить абсолютно любую конструкцию пенсионной системы, исходя из сиюминутных, в основном, политических соображений. Вот только хотелось бы, чтобы, обсуждая конструкцию пенсионной системы, не забывали слово "экономика", без развития которой существование любой пенсионной системы ждет плачевный результат. Сегодня речь идет практически о модели будущего развития страны. Солидарная (распределительно-уравнительная) пенсионная система понятнее и ближе чиновникам социального блока. Во-первых именно эти чиновники и абсолютное большинство так называемого ученого сообщества социальной сферы были идеологами и модернизаторами такой системы много десятков лет. Во-вторых, в распределительной системе думать не нужно, в ней все очень просто: собрал деньги и тут же распределил, собрал и распределил вроде как по справедливости, а на деле - всем поровну.

    Наша экономика нуждается в мощном внутреннем инвестиционном потенциале. На самом высоком уровне призывают зарубежные инвестиции в развитие страны. При этом огромный инвестиционный потенциал пенсионной системы используется крайне слабо.

    Уже сейчас в государственной управляющей компании и негосударственных пенсионных фондах аккумулированы триллионы рублей. Их грамотное вложение могло бы стимулировать экономику. Это не пустое прожектерство, именно так основными драйверами экономического роста в зарубежных странах выступают пенсионные накопления, а основными инвесторами - частные пенсионные фонды.

    Это взаимосвязанный процесс. Деньги вкладываются в реальную экономику, экономика растет и генерирует прибыль - прежде всего на счета конкретных граждан, чьи деньги участвуют в инвестиционном процессе, их становится больше. Разве не такая страна нам нужна? Для этого нужно совсем немного: грамотно достроить пенсионную систему без "комиссарских" конфискационных порывов. И все условия для этого есть.

    Отмечу, что совокупные активы только негосударственных пенсионных фондов в настоящее время достигли 1,1 трлн рублей, из которых свыше 301 млрд рублей - накопления в рамках обязательного пенсионного страхования.

    В современных социально-экономических условиях эти деньги должны работать в интересах молодого, социально активного населения России. 11 млн человек в НПФ - это около 23% тех, на чьи пенсионные счета зачисляются накопительные взносы, т.е. тех застрахованных, кто реально формирует пенсионные накопления. Эти люди уже не хотят зависеть от обещаний чиновников установить "справедливый" порядок распределения пенсионных средств на основе неких новых формул, которые, по сути, обрекают молодое поколение на те же проблемы, что сегодня в России имеет поколение людей, заслужившее пенсионные права в прошлом веке.

    Характерно, что чуть ли не главными критиками существующей системы выступают представители министерства, которые сначала разрабатывали основные параметры действующей пенсионной системы, а потом в течение почти десяти лет саботировали разработку нормативно-правовых документов, которые должны были появиться еще несколько лет назад в развитие законов, принятых в 2001 году, но не появились до сих пор и на чьей совести лежат "белые пятна" в нормативно-правовом регулировании накопительного компонента.

    Генеральная прокуратура по итогам проверки негосударственных пенсионных фондов указала в своем письме президенту Российской Федерации, что за десять лет так и не решены важнейшие вопросы существования накопительного компонента: отсутствует система гарантий прав застрахованных лиц, не определен даже принцип сохранности пенсионных накоплений, что в период кризиса привело к разному пониманию начисления результатов инвестирования в государственном и негосударственных пенсионных фондах, нормативно не установлены механизмы формирования резервов и покрытия возможных отрицательных результатов инвестирования. До настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий порядок финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, не установлен механизм накопительных выплат негосударственными пенсионными фондами, что препятствует реализации прав граждан.

    Исправить все эти "прорехи" несложно. Нужно только не пытаться разрушить действующую пенсионную систему, чтобы покрыть свое бездействие в течение многих лет, ратуя за возвращение в "собес" и всеобщую пенсионную уравниловку, а выполнять свои функциональные обязанности и закончить разработку нормативно-правовой базы пенсионной реформы, начатой по инициативе президента Российской Федерации в 2001 году. Главное, чтобы нынешнее молодое и среднее поколение людей не оказалось через 20 лет в том же положении, в каком находится старшее поколение россиян. Молодые должны иметь возможность не зависеть от прихоти чиновников, а самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

    Поделиться