С рынка уходит последняя "дешевая" авиакомпания

Росавиация не исключает, что по итогам проверки авиакомпаний рынок покинет целый ряд недобросовестных перевозчиков. Во вторник она аннулировала лицензию у последнего российского дискаунтера - компании "Небесный экспресс", более известной под названием  "Скай Экспресс".

Кроме того, в октябре права летать лишились "Авиакомпания "Аэростарз", "Урайавиа", "Авиакомпания "Регион-Авиа", "Смоленскаэротранс".  Приостановлено действие сертификатов еще трех авиакомпаний.

Основной причиной отзыва и приостановки сертификатов авикаомпаний в ведомстве называют "несоответствие их деятельности сертификационным требованиям по обеспечению безопасности полетов, финансово-экономическому состоянию, а также качеству предоставляемых услуг". То есть фактически ведомство пытается своими действиями, с одной стороны, повысить безопасность полетов. А с другой - предупредить случаи, когда компания в один момент отказывается выполнять обязательства перед пассажирами из-за собственных финансовых проблем. 

В основном в  списке компаний, лишенных сертификатов, числятся небольшие перевозчики.  Исключение составляет лишь "Скай Экспресс", который пользовался популярностью у экономных пассажиров, и позиционировал себя как компания-дискаунтер сразу по десяти направлениям полетов из столицы: во Владикавказ, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Оренбург, Минеральные воды, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сочи и Челябинск. За 9 месяцев 2011 года компания перевезла 942,3 тысячи человек. Однако в Росавиации уверяют, что лишение ее сертификата никак не повлияет на пассажиров - с началом действия зимнего расписания все рейсы "Скай Экспресс" выполняются авиакомпанией "Кубань". Большинство авиапарка и часть персонала также перешли к ней. 

По мнению руководителя аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, на самом деле  в России никто и не работал по системе дискаунтера. Купить билет за 250 - 500 рублей могли лишь единицы пассажиров, да и то если приобретали его заранее, по акции. Таких счастливчиков от общего количества пассажиров было немного, процентов пять. К тому же с уходом последней бюджетной компании с рынка авиаперевозок стоимость билета в среднем практически не выросла.  Она составляет сейчас немногим более трех тысяч рублей.  В низкий сезон, когда нет спроса, все перевозчики, устраивают "распродажи". Не разделяет эксперт и  опасений, что с сокращением числа авиакомпаний возникнет  дефицит билетов.  Даже летом полной занятости пассажирских кресел на магистральных направлениях не было, замечает  Пантелеев.

В то же время, если под запрет попадут небольшие региональные авиаперевозчики, летающие на местных линиях, например, за Уралом, то там могут появиться сложности с авиабилетами, признает аналитик. Привлекательных условий для ведения бизнеса на таких направлениях нет, авиакомпании живут на дотации. И для появления на этой части авиарынка нового игрока, скажем, филиала крупного перевозчика, понадобится время. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать обнуление НДС для внутренних перевозок, как это уже делается на международных рейсах. Есть смысл и сократить избыточные требования к местным аэропортам, которым невыгодно содержать большое количество персонала при небольшом количестве рейсов. Кроме того, региональным перевозчикам могла бы помочь выработка единого механизма для дотирования местных перевозок по аналогии с субсидированием перелетов с Дальнего Востока в Центральную Россию. Все это позволит оживить местные перевозки, сделает их привлекательным для бизнеса, и тогда риск закрытия малорентабельных, но важных для труднодоступных районов линий может отступить, полагает Пантелеев.