На минувшей неделе произошло событие, которое нельзя было бы не отметить и не оценить. И это - не реинкарнация здания Большого театра с гала-концертом по сему случаю. Это завершение очередного сезона "Глухаря" и расставание с его главным героем майором Сергеем Глухаревым. Как поется в какой-то песне: "Расставание - маленькая смерть".
Он впервые объявился в эфире три года назад и довольно быстро подкупил отечественную аудиторию. Доля на протяжении трех сезонов колебалась где-то на отметке 30%, а рейтинг - 10%.
Не сразу стало понятно, отчего и почему? Можно ли объяснить его успех вниманием к бытовым условиям повседневной милицейской службы?.. Так ведь насмотрелись мы этого в сериале "Улицы разбитых фонарей". Что-то можно было почерпнуть и в "Тайнах следствия". Что-то - в других криминальных сериалах...
Тогда острыми детективными сюжетами?.. Тоже - нет. Уголовные коллизии, что выпадают на долю милиционера Глухарева, - все мелкие: там - квартирный грабеж, тут - злостное хулиганство, еще - склоки по мелким, житейским поводам. Герои работают не в убойном отделе; убийцы и трупы не по их ведомству. Друг Сереги - Дэн. У него вообще другой профиль. Он сотрудник ППС - гаишник. Его дело махать полосатой палкой и штрафовать водителей за превышение скорости и по другим более или менее значительным нарушениям.
Ну, тогда, может, все дело в самом герое и его характере? Пожалуй, что теплее. Действительно до Глухаря Максима Аверина такого мента в нашем кино еще не доводилось видеть.
Он весел, храбр, обаятелен, с чувством юмора и справедливости. И только местами обнаруживает жесткость, срывающуюся впоследствии в жестокость. Переходы от одного умонастроения к противоположному - у него мгновенны. Он выражениями на своем лице манипулирует с той легкостью, с какой обыкновенно фокусник-иллюзионист орудует со своими предметами.
Словом, перед нами мент-лицедей - талантливый, художественно убедительный. Чужие беды разводит руками. Но, в конце концов, сам попадает в такую беду, из которой не видно выхода.
Не он один. В нее попала вся милиция.
Собственно, трудно вспомнить фильм или сериал, который бы так последовательно исследовал коррупционные механизмы нашей правоохранительной системы и столь наглядно их представил.
Поначалу Серега кажется таким Робин Гудом на государственной службе. Законы законами, а справедливость - нечто из области морали. Получается, законность - отдельно, справедливость - отдельно.
Образовавшаяся расселина и есть бездна, в которой пропадают хорошие люди вместе со своими идеалами и романтическими представлениями об общественно-полезной деятельности. Они тщетно надеялись победить преступный беспредел посредством милицейского беспредела.
Коррупционная язва в милиции становится доминирующей темой второго "Глухаря". На службу заступает новый герой - мент Карпов, который не во имя справедливости, а корысти ради предает Закон - он крышует бандитов.
И сам Глухарев постепенно теряет обаяние. Закон, хорош он или плох, не тот предмет, которому можно постоянно изменять без ущерба для себя.
Петля разлада между законностью и справедливостью закручивается все туже.
Предыдущий сезон "Глухаря" закончился на самом интересном месте. Стало вдруг понятно, что все, с чем имел дело его герой, только - присказка. Сказка-то впереди.
Так оно и вышло в новом сезоне. "Сказка" о хорошем менте скверно кончилась. Сначала на Серегу навалилась депрессия, из которой он пытался выбраться с помощью алкоголя и даже - наркотиков. А затем его служба так достала, что он решил с ней покончить. Жизнь подсказала решение: он записал видео с саморазоблачением и, надравшись в очередной раз, выложил его в Интернет. Скандал был, но его не уволили. Тогда он сам уволился.
Плохой мент Карпов кончил еще хуже: надравшись, он разрядил несколько обойм в прохожих. То есть повторил "подвиг" майора Евсюкова.
Максим Аверин ушел из сериала с улыбкой Мазины. Но сам сериал, как я понял, будет продолжен уже с новым названием - "Пятницкий". Уже и анонсы бегут в эфире НТВ. Сериал, как я смею предположить, поведает не о милиции, а о полиции и о подвигах тех милиционеров, что прошли переаттестацию.
Не все проекты, стартовавшие в начале этого сезона, прошли переаттестацию у телезрителей. В частности, "Нона, давай!". Нона Гришаева не смогла "дать" рейтинг. "Специальное задание" - милитаризованное развлечение Первого канала, продержавшись пару выпусков в вечернем прайме выходного дня, окончательно не было демобилизовано. У него нашлась могучая протекция со стороны министерства обороны. Оно оказалось откомандированным в тыл. То бишь сослано в дневной эфир. Участь сериала "Пончик Люся" и того печальнее: из-за низкого рейтинга он был вообще уволен без выходного пособия, чуть ли не после третьей серии.
Видимо, не прошли переаттестацию и политологи Максим Шевченко и Алексей Пушков.
В какой-то мере отсутствие обоих политологов в своих авторских шоу оказалось компенсировано их присутствием в телевизионном таблоиде "Пусть говорят", где они вместе с любимыми женщинами покойного Каддафи рассказывали нам, каким он парнем был.
Кургинян с Жириновским в "Историческом процессе" рассказывали, какими плохими парнями оказались Хрущев и Гайдар. Им не мешал господин Геращенко. Но возразили господа Сванидзе, Авен и Чубайс.
Возможно, самой скандальной программой на этот раз стала "НТВшники".
Скорее всего, передача не планировалась как антиинтеллигентская акция. Просто так получилось.
Инициаторы программы решили столкнуть тех, кто по праву является интеллигентными людьми - Мариэтту Чудакову, Андрея Смирнова, Алексея Учителя, отца Кураева, с теми, кто интеллигенцию как прослойку презирает - Алексей Митрофанов, Александр Невзоров.
Последний обозвал интеллигентов прыщами.
Кинорежиссер Андрей Смирнов среагировал на провокационные речи Невзорова и нотацию, которую ему прочел журналист Красовский, и покинул студию. Этому так возрадовались НТВшники, что трижды показали уход режиссера. У телезрителя поневоле создалось впечатление, что Смирнов покидал шоу, а потом возвращался, снова чего-то говорил и снова уходил... И так несколько раз. Вот какой смешной интеллигент этот автор "Белорусского вокзала". Это называется подлой подставой.
К слову
Пользуясь давним знакомством со Смирновым, позвонил ему после передачи. Он, в частности, сообщил, что вечером после записи шоу ему позвонил Невзоров и попросил прощения - он не знал, что "Белорусский вокзал" снял Смирнов. "Что это меняет в нашей дискуссии?" - "Ничего".