31.10.2011 23:40
    Поделиться

    Томас Хендель рассказал "РБГ" о развитии в РФ энергосбережения

    Возобновляемые источники энергии - сегодня модная тема. Многие российские эксперты относятся к этой теме со скепсисом: дескать, для великой углеводородной державы это еще долго не будет актуально. Своими соображениями о перспективах развития в России сектора энергосбережения и модернизации коммунальной энергетики с "РБГ" поделился генеральный директор Российско-немецкого энергетического агентства (RUDEA) Томас Хендель.

    РГ: Как вы относитесь к усилиям, которые сегодня прикладываются для развития "зеленой" энергетики?

    Хендель: Считаю инвестиции в развитие возобновляемых источников энергии правильным решением. Но их внедрение в экономическую жизнь должно происходить пошагово и очень разумно. В Германии уже отключены восемь атомных станций. В этих условиях тарифы на электроэнергию будут расти. Выпадающую электроэнергию можно компенсировать за счет строительства газовых станций. Такие планы существуют и дискутируются сегодня между ОАО "Газпром" и немецкой компанией RWE. Я думаю, что это может стать новым витком в развитии российско-германских отношений.

    В России совершенно другие рамочные условия. В стране добывается огромное количество углеводородных энергоносителей вне зависимости от экономического мирового кризиса или подъема экономики. Соответственно, он должен где-то сбываться. В условиях экономического кризиса сокращается потребление газа на европейских рынках. Для компании "Газпром" внутренний рынок в этой ситуации становится все более важным. Если рассматривать все эти взаимоотношения и разные условия в Европе и в России, тем более надо очень тщательно взвешивать - ориентироваться ли сегодня на территории РФ на внедрение возобновляемых источников энергии или инвестировать в первую очередь в развитие их технологий. Например, если рассматривать уровень технического развития в использовании солнечной энергии сегодня, он недостаточно развит, чтобы его широкомасштабно принимать для обеспечения энергобезопасности страны. Но через 10-15 лет может быть достигнут совершенно другой технологический уровень, который позволит на 50-60 процентов использовать солнечную энергию. Тогда это уже будет выгодно.

    РГ: Нужно ли уже сегодня инвестировать в России в развитие солнечной энергии?

    Хендель: Я бы однозначно сказал - нет. Предполагаю, что в южных и северных районах России можно выборочно установить технологии по генерации электроэнергии из ветра. Но надо пройти довольно длинный путь, предполагающий проведение долгосрочных ветроизмерений и соответствующих экономических расчетов. Если это оказывается выгодно - надо делать, если невыгодно - не надо. Если мы говорим о геотермальной энергии, в России ее можно использовать на Камчатке, где эти источники открыты. Мне кажется неправильной энергетическая политика, которая сегодня проводится в Европе. Речь идет об огромных государственных субсидиях для внедрения новых технологий независимо от их экономической рентабельности.

    РГ: На какие же резервы энергоэффективности России следует обратить внимание?

    Хендель: Самый большой источник энергоэффективности - это модернизация российских предприятий, энергетических сетей, генерирующих станций, транспорта. Одним словом, модернизация страны в целом. Потенциал энергоэффективности составляет примерно более 40 процентов потребляемой сегодня энергии. В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года все российские регионы разработали и приняли программу по повышению энергоэффективности до 2020 года. В этом смысле самым продвинутым является Татарстан.

    Следует отметить, что сегодня большинство промышленных предприятий России озабочено затратами на энергию. Идет динамичный процесс модернизации производства и обеспечения энергоэффективности. Совместно с нашим учредителем Газпромбанком мы модернизируем сегодня такие огромные предприятия, как "Ижорский завод", "Уралмаш", "Уралхиммаш". Ведем также переговоры с компанией "Норильский никель". Недавно подписали соглашение с компанией "Башкирэнерго". Целью его является модернизация энергетических сетей и тепловых станций, реконструкция котельных и соответствующей муниципальной инфраструктуры на территории Башкирии. В ближайшие десять лет объем инвестиций в эти проекты может достичь нескольких миллиардов евро.

    Кроме того, Российско-немецкое энергетическое агентство подписало соглашение с ОАО "Холдинг МРСК" о комплексной модернизации распределительных электросетей Российской Федерации, при эксплуатации которых, по оценкам специалистов, в год теряется примерно 110 миллиардов рублей. Планируется в том числе изменить конфигурацию сети, что позволит экономить до 30 процентов электроэнергии, использовать новые технологии и материалы, более современные трансформаторы и подстанции. Мы исходим из того, что в течение ближайших десяти лет завершим эту работу, которая окупится за счет исключения потерь электроэнергии. В проекте с МРСК мы внедряем опыт, который был получен на основе модернизации восточногерманских сетей после объединения Германии.

    РГ: Каковы перспективы модернизации коммунальной энергетической инфраструктуры в России в смысле сбережения тепловой энергии? Какие меры необходимо для этого предпринять?

    Хендель: По моей оценке, для модернизации коммунальной системы России потребуется минимум 10, а максимум 30 лет. И это неудивительно, если принять во внимание масштаб России. Все сегодня говорят о том, что такие государства, как Франция, Германия, Финляндия, являются победителями в этом процессе. Но если вы немножко глубже войдете в то, что происходит в этих странах, тогда заметите, что и в Германии большинство зданий неэнергоэффективные, очень часто используются неэнергоэффективные котлы и так далее. То есть при всем оптимизме, при всей динамике процесса надо принимать взвешенное решение, обеспечивающее стабильность тарифов. Кому это поможет, если мы сегодня модернизируем тепловые сети в каком-то районе России, а население потом не сможет оплачивать тарифы.

    РГ: Переводя вопрос в практическую плоскость, какие мероприятия в области энергоэффективности вы считаете неотложными?

    Хендель: Я считаю, что было бы очень правильно, если бы администрации российских регионов сегодня инвестировали в обучение менеджеров по вопросам энергоэффективности, а также практической реализации энергосервисных контрактов. В текущем году RUDEA совместно с Министерством энергетики Российской Федерации направили 100 специалистов из разных российских регионов на обучение в Германию. Такая же программа реализуется совместно с ОАО "Холдинг МРСК". В общей сложности будут обучены еще около 200 специалистов. Эти люди будут на месте принимать необходимые решения в области энергоэффективности.

    Также крайне важно проводить в регионах "круглые столы" по энергоэффективности, чтобы не только популяризировать эту идею, но и в том числе дать конкретные импульсы, как и какими технологиями эти программы решаются. В этом году мы проводим шесть "круглых столов" в разных российских регионах, в том числе в тесном сотрудничестве с аппаратом полпредов Уральского и Приволжского федеральных округов. В них примут участие самые продвинутые в области энергосбережения немецкие компании.

    РГ: Как обеспечить источники финансирования первоочередных проектов в области коммунальной реформы в России?

    Хендель: Большинство городских тепловых коммунальных сетей находится в собственности муниципальных унитарных предприятий. Они не имеют возможности пользоваться кредитным финансированием. И в этих предприятиях вопросы модернизации и зависли. Для того чтобы модернизировать российскую муниципальную инфраструктуру, ее надо или приватизировать, или перевести в акционерное общество. Мы сегодня рекомендуем администрациям российских областей создавать областное акционерное общество по энергоэффективности. Тогда компании смогут работать с областными гарантиями для привлечения инвестиций и кредитного финансирования при реализации модернизации муниципальной инфраструктуры. Потребуются весьма значительные средства. Но практика показывает, что любого слона надо кушать по частям. На наш взгляд, необходимо показать правильный пример и таким способом инициировать мультипликацию проектов в области энергоэффективности и энергосбережения.

    РГ: Можно ли ожидать привлечения в Россию новых энергосберегающих технологий в рамках программы "Партнерство для модернизации"?

    Хендель: На самом деле эта программа уже действует. Существование Российско-немецкого энергетического агентства является материализацией этого партнерства. Об этом свидетельствуют также те проекты, которые мы осуществляем в России. Технологии, предлагаемые сегодня немецкими и другими компаниями на российском рынке, также говорят о материализации этого процесса. Если компания "Сименс" создает сегодня совместное предприятие с государственной корпорацией "Ростехнологии" - это тоже партнерство.

    Поделиться