Эксперт: В программу ОМС должны быть допущены все медицинские организации

Правительство в последние годы направляет огромные денежные средства на финансирование государственного здравоохранения - в первую очередь на обновление материально-технической базы. Однако положительного результата до сих пор нет, люди по-прежнему жалуются на низкое качество здравоохранения. Возникает вопрос: почему?

Сейчас преобладающие государственные медучреждения между собой не конкурируют. Ситуация очень похожа на начальный этап развития банковского дела в России: практически весь рынок занят Сбербанком и небольшая его часть - коммерческими банками, в нашем случае - частными медорганизациями. На сегодня мы имеем серьезную конкуренцию, пожалуй, только на рынке стоматологии. Частный капитал пришел на рынок репродукции человека, лабораторных и поликлинических услуг. В меньшей степени он присутствует на рынке хирургических услуг.

Почему государственные медучреждения не конкурируют между собой? Потому что пациент не может выбирать между ними. Почему государственные медучреждения не конкурируют с частными? Потому что пациент не может оплачивать полисом ОМС лечение в частных клиниках. Разрешенное с этого года вхождение частных медицинских организаций в программу ОМС по сути декларация, т.к. тарифы по ОМС не покрывают затрат на лечение. Вот один, но очень красноречивый пример: на 2011 год постановлением правительства РФ утвержден тариф по программе ОМС на пребывание пациента в стационаре в сутки (1 койко-день) в размере 1167 рублей. Эти деньги по постановлению правительства должны покрыть расходы на заработную плату, медикаменты, питание пациента, лабораторные исследования и всякую мелочь (ветошь, стеклянная тара). Существенное добавление: это тариф за нахождение пациента на койке и в одноместной палате и, предположим, в шестиместной. Про коридор вспоминать не хочется. Нужно ли объяснять, что покрыть затраты на лечение пациента из этой суммы невозможно ни государственной больнице, ни частной? Из каких же источников государственные больницы покрывают свои затраты? За счет сметного финансирования, программ высокотехнологической медицинской помощи и (внимание!) денег пациентов, полученных по договорам за платное лечение. У частных больниц такой возможности нет: закон об ОМС прямо запрещает им брать деньги с пациентов за лечение по программе ОМС. У вас лучше условия для пациента в палате, лучше медикаменты, вымуштрованный персонал? 1167 рублей в сутки, и точка!

Почему государственные медучреждения не конкурируют с частными? Потому что пациент не может оплачивать полисом ОМС лечение в частных клиниках

В чем заинтересован пациент? Получить качественную медицинскую помощь за меньшие деньги. Программа ОМС гарантирует ему тот минимум медицинской помощи, который оплачивает государство. Если между государственными медучреждениями начнется борьба за пациента (точнее, за деньги, которые следуют за ним по программе ОМС), то качество оказания медицинской помощи в них начнет улучшаться. Если к государственным медучреждениям добавить частные, то качество лечения во всем здравоохранении будет возрастать быстрее.

Несколько необходимых обязательных условий. Во-первых, программа ОМС должна быть единственным источником финансирования государственных медучреждений. Деньги, которые государство направляет по каналам сметного финансирования, по программам высокотехнологической медицинской помощи и т.п., должны быть включены в тарифы по ОМС. Во-вторых, государственные медучреждения не должны иметь права оказывать пациентам платные медицинские услуги. Никакие, ни под каким соусом. Они должны лечить пациентов только по тарифам ОМС. В-третьих, в программу ОМС должны быть автоматически допущены все организации, получившие лицензию на оказание медицинских услуг населению. В-четвертых, если пациент захочет получить лечение, включенное в программу ОМС, в частной медицинской организации, и цена за это лечение в ней окажется выше, чем оплачивает государство по тарифу ОМС, то лечение должно быть оплачено государством в рамках тарифа ОМС и пациентом сверх этого тарифа (за свой счет или полисом добровольного медицинского страхования). Таким образом, будет на практике реализован принцип - деньги по ОМС следуют за пациентом.

Поразительным образом, но государству выгодно создать такой механизм конкуренции (дать такую возможность пациенту). Во-первых, оно осуществит свою конституционную обязанность по бесплатному лечению; во-вторых, поскольку деньги, поступающие за лечение в государственные медучреждения, станут для них заработанными, руководители медучреждений волей-неволей встанут на путь их рачительного использования. В-третьих, государство прекратит финансирование "мертвых душ" в государственных медучреждениях: у министерств, ведомств и крупных компаний есть свои (так называемые ведомственные) поликлиники и больницы, которые финансируются из их бюджетов. Плюс многие люди приобретают полисы добровольного медицинского страхования. Но при этом государство продолжает финансировать поликлиники и больницы по месту жительства всех этих людей, хотя они ими уже не пользуются. В результате государство будет "тратить" на медицину денег столько же, но расходоваться они будут адресно, улучшая условия медицинского обслуживания по полисам ОМС.