Новости

01.11.2011 00:47
Рубрика: Экономика

На суд финансов

Антон Иванов: Нужно, чтобы капиталы в МФЦ "дружелюбно" облагались налогами

Президент Дмитрий Медведев, проводя заседание Совета по развитию финансового рынка, назвал задачу создания в Москве международного финансового центра абсолютно приоритетной. Он подчеркнул, что необходимо и дальше совершенствовать инфраструктуру финансового рынка, заниматься настройкой регулирования и улучшать инвестиционный климат, чтобы "как российские, так и иностранные инвесторы получили возможность для свободной торговли активами, развития ликвидных рынков товаров и финансовых услуг". Каким должно быть правовое поле, чтобы привлечь участников в создаваемый финансовый центр? Об этом корреспондент "РБГ" беседует с председателем Высшего арбитражного суда Антоном Ивановым.

- Антон Александрович, уже принят ряд законов, направленных на повышение устойчивости финансового рынка: закон о клиринге и клиринговой деятельности, поправки в Закон "О рынке ценных бумаг" и в законы о банкротстве. Практически согласован законопроект о центральном депозитарии. Активно обсуждаются многочисленные поправки в Гражданский кодекс, касающиеся норм договорного права, прав собственности и других вещных прав. На ваш взгляд, достаточно ли этих шагов для успешной работы международного финансового центра в нашей стране?

- Действительно, сейчас происходит радикальное обновление норм о праве собственности и других вещных правах и не менее радикальные изменения норм договорного права. Наибольшие дискуссии вызывает глава, посвященная регулированию корпоративных отношений, в которой содержатся в числе прочих нормы о юридических лицах. Представители минэкономразвития и деловые круги в рамках этой дискуссии выступают за резкое расширение договорной свободы в сфере корпоративного права. Но, на мой взгляд, это закладывает огромные риски для миноритарных акционеров, портфельных инвесторов, которые могут в итоге остаться за бортом правового регулирования. Такой степени анонимности, которая предлагается противниками разработанных поправок в ГК, нет ни в одной стране, не говоря уже о том, что такой подход противоречит конвенциям, направленным на предотвращение отмывания денег, и ряду других международных обязательств.

- 12 октября президент провел встречу с разработчиками поправок. Решение принято? Позиции согласованы?

- По многим вопросам разногласий нет. Но напомню, что предлагаемый пакет поправок в ГК представляет собой огромный документ, вносящий фундаментальные изменения в весь кодекс. Дискуссии же вызывает очень небольшой набор вопросов. Полагаю, какие-то позиции будут еще обсуждаться весьма активно.

- Что может стать залогом успешного создания МФЦ в России?

- Я бы сказал, речь идет не только о создании, но и о функционировании международного финансового центра в нашей стране. Создать можно все, что угодно, но это не значит, что оно будет хорошо работать, а инвесторы к нам потянутся. Чтобы добиться максимального эффекта, мы должны создать разумное налоговое законодательство и, как это ни покажется странным, активизировать борьбу против офшоров.

С чистыми офшорными юрисдикциями Россия не сможет конкурировать никогда: маленький остров, где годовой взнос в 500-1000 долларов помогает содержать инфраструктуру, где государство живет на эти средства, где нет больших расходов и соцобязательств, всегда будет более привлекательным для тех, кто хочет добиться максимальной налоговой выгоды.

Мы не можем создать такую структуру. Но у нас есть другие возможности. Законодатели ряда европейских стран, связанных жесткими финансовыми обязательствами, не только не могут в принципе снизить налоговые ставки, но в преддверии опасности возможного дефолта еще и вынуждены усиливать налоговое бремя. Мы же не связаны так жестко социальными обязательствами. Так что в принципе можем подумать о возможном снижении налогов и их разумном администрировании. Последнее, кстати, может оказаться даже более эффективной мерой, нежели понижение ставок. С точки зрения профессионального сообщества упрощение и грамотное регулирование налогового администрирования повысит привлекательность нашей страны в глазах инвесторов.

- Что, на ваш взгляд, нужно предпринять в сфере налогового администрирования?

- Создатели международного финансового центра считают необходимым ослабить гражданско-правовое регулирование, но не трогают налоги, хотя главная проблема - очень неблагоприятное законодательство в этой сфере. Например, у нас нет налога на прирост капитала. Допустим, у нас подорожала недвижимость (активы, акции и т.д.), и вы хотите ее продать, так вам придется заплатить НДС и налог на прибыль, то есть 40%!

Сейчас эти сделки структурируются в офшорах, рисков там, может быть, и много, но из-за низких налогов это все равно выгодно. Поэтому многие страны решают эту проблему путем введения разумного размера налога на прирост капитала - 1-2%. Вот это прежде всего и нам нужно сделать, если мы хотим, чтобы в финансовом центре прирастали капиталы. Нужно, чтобы они "дружелюбно" облагались налогами. Это касается активов, акций, недвижимости, других денежных инструментов... Я уже не говорю о том, что непременное условие в системе европейского учета и налогообложения - оценка всех активов по рыночной стоимости. А у нас стоимость активов по бухгалтерскому учету одна, а при налогообложении - другая. Эту практику тоже давно пора ломать.

То, о чем мы сейчас говорили, проблема общая, относится к налоговой сфере в целом и требует детальной проработки в рамках совершенствования концепции налогового регулирования.

- Не потребуется ли в структуре будущего центра создать специальный суд по финансовому рынку?

- Этот вопрос обсуждался, но мы не нашли пока в концепции места для такого суда, да и трудно определить круг дел, которые там могли бы рассматриваться. Если бы финансовый центр создавался как некая зона, где есть резиденты, тогда конечно. Но пока его организаторы не планируют какого-то жесткого членства, поэтому невозможно определить круг лиц, которые будут в особом порядке судиться.

Наибольшую дискуссию вызвали следующие вопросы: какие категории споров в нем будут рассматриваться в таком суде и какие группы лиц смогут в него обращаться. Минэкономразвития хотело, чтобы в этот суд попадали и споры физических лиц. Если бы это предложение прошло, совершенно невозможно предсказать, сколько таких дел оказалось бы в этом суде. Можно предположить, что он мог бы стать довольно востребованным и дел было бы много, не говоря уже о том, что обращаться в такой суд смогли бы все граждане России, даже с самыми простыми спорами, которые можно решить в своем регионе. Все это очень быстро привело бы к значительному снижению доступности правосудия.

в тему

На низкую доступность правосудия в России обращают внимание и международные рейтинги. В сентябре 2011 года Москва заняла 61-е место в рейтинге мировых финансовых центров, составленных компанией Z/Yen Group. Санкт- Петербург занял 71-ю строчку. Учитывая, что в индексе мировых финансовых центров всего 75 городов, места российских финансовых центров невысоки. Утешает, что по сравнению с прошлогодним рейтингом Москва поднялась на семь позиций, в 2010 году она была на 68-м месте. В первую десятку вошли такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Шанхай, Токио, Чикаго, Цюрих, Сан-Франциско и Торонто.

В хвосте рейтинга находятся Будапешт, Рейкьявик и Афины. Индекс мировых финансовых центров (GFCI) основывается на мнениях руководителей крупнейших мировых финансовых компаний и промышленном и экономическом положениях городов мира. При составлении рейтинга компания Z/Yen Group учитывала более десятка факторов: стоимость аренды офиса, уровень развития транспортной инфраструктуры, доступность квалифицированного персонала, налоговую нагрузку на бизнес и, конечно, комфортность законодательства для ведения деловой деятельности.

Экономика Финансы Налоги Экономика Финансы Инвестиции Экономика Финансы Валютный рынок Международный финансовый центр в России Бизнес - Главное Лучшие интервью