Президент Дмитрий Медведев, проводя заседание Совета по развитию финансового рынка, назвал задачу создания в Москве международного финансового центра абсолютно приоритетной. Он подчеркнул, что необходимо и дальше совершенствовать инфраструктуру финансового рынка, заниматься настройкой регулирования и улучшать инвестиционный климат, чтобы "как российские, так и иностранные инвесторы получили возможность для свободной торговли активами, развития ликвидных рынков товаров и финансовых услуг". Каким должно быть правовое поле, чтобы привлечь участников в создаваемый финансовый центр? Об этом корреспондент "РБГ" беседует с председателем Высшего арбитражного суда Антоном Ивановым.
- Антон Александрович, уже принят ряд законов, направленных на повышение устойчивости финансового рынка: закон о клиринге и клиринговой деятельности, поправки в Закон "О рынке ценных бумаг" и в законы о банкротстве. Практически согласован законопроект о центральном депозитарии. Активно обсуждаются многочисленные поправки в Гражданский кодекс, касающиеся норм договорного права, прав собственности и других вещных прав. На ваш взгляд, достаточно ли этих шагов для успешной работы международного финансового центра в нашей стране?
- Действительно, сейчас происходит радикальное обновление норм о праве собственности и других вещных правах и не менее радикальные изменения норм договорного права. Наибольшие дискуссии вызывает глава, посвященная регулированию корпоративных отношений, в которой содержатся в числе прочих нормы о юридических лицах. Представители минэкономразвития и деловые круги в рамках этой дискуссии выступают за резкое расширение договорной свободы в сфере корпоративного права. Но, на мой взгляд, это закладывает огромные риски для миноритарных акционеров, портфельных инвесторов, которые могут в итоге остаться за бортом правового регулирования. Такой степени анонимности, которая предлагается противниками разработанных поправок в ГК, нет ни в одной стране, не говоря уже о том, что такой подход противоречит конвенциям, направленным на предотвращение отмывания денег, и ряду других международных обязательств.
- 12 октября президент провел встречу с разработчиками поправок. Решение принято? Позиции согласованы?
- По многим вопросам разногласий нет. Но напомню, что предлагаемый пакет поправок в ГК представляет собой огромный документ, вносящий фундаментальные изменения в весь кодекс. Дискуссии же вызывает очень небольшой набор вопросов. Полагаю, какие-то позиции будут еще обсуждаться весьма активно.
- Что может стать залогом успешного создания МФЦ в России?
- Я бы сказал, речь идет не только о создании, но и о функционировании международного финансового центра в нашей стране. Создать можно все, что угодно, но это не значит, что оно будет хорошо работать, а инвесторы к нам потянутся. Чтобы добиться максимального эффекта, мы должны создать разумное налоговое законодательство и, как это ни покажется странным, активизировать борьбу против офшоров.
С чистыми офшорными юрисдикциями Россия не сможет конкурировать никогда: маленький остров, где годовой взнос в 500-1000 долларов помогает содержать инфраструктуру, где государство живет на эти средства, где нет больших расходов и соцобязательств, всегда будет более привлекательным для тех, кто хочет добиться максимальной налоговой выгоды.
Мы не можем создать такую структуру. Но у нас есть другие возможности. Законодатели ряда европейских стран, связанных жесткими финансовыми обязательствами, не только не могут в принципе снизить налоговые ставки, но в преддверии опасности возможного дефолта еще и вынуждены усиливать налоговое бремя. Мы же не связаны так жестко социальными обязательствами. Так что в принципе можем подумать о возможном снижении налогов и их разумном администрировании. Последнее, кстати, может оказаться даже более эффективной мерой, нежели понижение ставок. С точки зрения профессионального сообщества упрощение и грамотное регулирование налогового администрирования повысит привлекательность нашей страны в глазах инвесторов.
- Что, на ваш взгляд, нужно предпринять в сфере налогового администрирования?
- Создатели международного финансового центра считают необходимым ослабить гражданско-правовое регулирование, но не трогают налоги, хотя главная проблема - очень неблагоприятное законодательство в этой сфере. Например, у нас нет налога на прирост капитала. Допустим, у нас подорожала недвижимость (активы, акции и т.д.), и вы хотите ее продать, так вам придется заплатить НДС и налог на прибыль, то есть 40%!
Сейчас эти сделки структурируются в офшорах, рисков там, может быть, и много, но из-за низких налогов это все равно выгодно. Поэтому многие страны решают эту проблему путем введения разумного размера налога на прирост капитала - 1-2%. Вот это прежде всего и нам нужно сделать, если мы хотим, чтобы в финансовом центре прирастали капиталы. Нужно, чтобы они "дружелюбно" облагались налогами. Это касается активов, акций, недвижимости, других денежных инструментов... Я уже не говорю о том, что непременное условие в системе европейского учета и налогообложения - оценка всех активов по рыночной стоимости. А у нас стоимость активов по бухгалтерскому учету одна, а при налогообложении - другая. Эту практику тоже давно пора ломать.
То, о чем мы сейчас говорили, проблема общая, относится к налоговой сфере в целом и требует детальной проработки в рамках совершенствования концепции налогового регулирования.
- Не потребуется ли в структуре будущего центра создать специальный суд по финансовому рынку?
- Этот вопрос обсуждался, но мы не нашли пока в концепции места для такого суда, да и трудно определить круг дел, которые там могли бы рассматриваться. Если бы финансовый центр создавался как некая зона, где есть резиденты, тогда конечно. Но пока его организаторы не планируют какого-то жесткого членства, поэтому невозможно определить круг лиц, которые будут в особом порядке судиться.
Наибольшую дискуссию вызвали следующие вопросы: какие категории споров в нем будут рассматриваться в таком суде и какие группы лиц смогут в него обращаться. Минэкономразвития хотело, чтобы в этот суд попадали и споры физических лиц. Если бы это предложение прошло, совершенно невозможно предсказать, сколько таких дел оказалось бы в этом суде. Можно предположить, что он мог бы стать довольно востребованным и дел было бы много, не говоря уже о том, что обращаться в такой суд смогли бы все граждане России, даже с самыми простыми спорами, которые можно решить в своем регионе. Все это очень быстро привело бы к значительному снижению доступности правосудия.
На низкую доступность правосудия в России обращают внимание и международные рейтинги. В сентябре 2011 года Москва заняла 61-е место в рейтинге мировых финансовых центров, составленных компанией Z/Yen Group. Санкт- Петербург занял 71-ю строчку. Учитывая, что в индексе мировых финансовых центров всего 75 городов, места российских финансовых центров невысоки. Утешает, что по сравнению с прошлогодним рейтингом Москва поднялась на семь позиций, в 2010 году она была на 68-м месте. В первую десятку вошли такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Шанхай, Токио, Чикаго, Цюрих, Сан-Франциско и Торонто.
В хвосте рейтинга находятся Будапешт, Рейкьявик и Афины. Индекс мировых финансовых центров (GFCI) основывается на мнениях руководителей крупнейших мировых финансовых компаний и промышленном и экономическом положениях городов мира. При составлении рейтинга компания Z/Yen Group учитывала более десятка факторов: стоимость аренды офиса, уровень развития транспортной инфраструктуры, доступность квалифицированного персонала, налоговую нагрузку на бизнес и, конечно, комфортность законодательства для ведения деловой деятельности.