Новости

01.11.2011 00:40
Рубрика: Общество

Принцип доступности

Новеллы законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан"
Текст: Ольга Борзова (председатель Комитета Госдумы по охране здоровья)

Сегодня в Госдуме состоится третье слушание законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан", который должен стать базой модернизации всего российского здравоохранения. Вместе с пакетом уже принятых и готовящихся к принятию законов он существенно расширит возможности получения высококачественной и эффективной медицинской помощи для граждан и экономическую самостоятельность - для учреждений здравоохранения.

Принятие данного закона является неотъемлемой составляющей модернизации здравоохранения. Закон назрел давно, действующие "Основы" не отвечают реалиям сегодняшнего дня и не учитывают изменений, произошедших в обществе, в экономике, в законодательстве, в социальной сфере за последние годы. Однако, несмотря на безусловную целесообразность данного законопроекта, его рассмотрение во втором чтении было отсрочено. У гражданского общества возникли вопросы, сомнения; нас просили не торопиться.

Процедура подготовки ко второму чтению была тщательной. В комитете была создана рабочая группа, в которую помимо депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей минздравсоцразвития и других министерств и ведомств вошли также ученые, члены общественных и профессиональных организаций, эксперты. Результатом всего этого стало согласование позиций по многим вопросам и внесение ряда поправок.

Текст законопроекта, представленный комитетом ко второму чтению в Государственной Думе, существенно отличается от первой редакции. Однако главное, что было сохранено, - это концепция законопроекта, направленного на обеспечение равного доступа граждан к бесплатной медицинской помощи надлежащего качества на всей территории РФ. Для этого еще к первому чтению были введены в документ и раскрыты понятия "стандарт" и "порядок оказания медицинской помощи", полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи были подняты на уровень органов государственной власти субъектов РФ и др.

Ко второму чтению были существенно дополнены принципы охраны здоровья. К уже существующим в законодательстве добавлено еще четыре принципа: социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента при оказании ему медицинской помощи и приоритет охраны здоровья детей. Кроме того, дополнены критерии принципа доступности и качества медицинской помощи, расширен принцип приоритета профилактики.

Внесена ясность и в вопросы разграничения полномочий. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи поднимаются с муниципального уровня на уровень субъектов РФ, что повышает ответственность органов государственной власти и улучшает финансовое обеспечение медицинской помощи. Ко второму чтению уточняется, что имущество муниципалитетов, использовавшееся в целях здравоохранения, передается в собственность соответствующих субъектов РФ. Эта норма вступает в силу с 1 января 2013 года, а до того времени установлен переходный период. В законопроекте прописано, что за работниками сферы здравоохранения сохраняется право на пользование служебными жилыми помещениями, полученными ими в период работы в муниципальных учреждениях. За муниципальными медицинскими организациями при переходе их в состав государственной системы здравоохранения сохраняется действие выданной им лицензии.

Необходимость централизации полномочий по организации оказания медпомощи обусловлена слишком сильно выраженным различием муниципальных бюджетов. Многие из них не в состоянии обеспечить граждан качественной и доступной медицинской помощью. Для таких муниципальных образований передача полномочий в сфере охраны здоровья в субъект станет выходом из сложной финансовой ситуации. На органы местного самоуправления законопроектом будут возложены полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению, и эти полномочия будут устанавливаться не федеральными законами, а законами субъектов РФ, что позволит учитывать специфику территорий.

Однако есть муниципалитеты с достаточно обеспеченным бюджетом. И для них законопроектом предусмотрена возможность делегирования органами государственной власти субъектов РФ полномочий по организации оказания медицинской помощи на муниципальный уровень. В таком случае соответствующие имущественные права также закрепляются за муниципалитетом.

Законопроектом четко разделены бесплатная медицинская помощь и платные услуги в сфере здравоохранения. Прописаны гарантии получения бесплатной медицинской помощи. В рамках программы государственных гарантий бесплатно оказываются все основные виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, специализированная (в т.ч. высокотехнологичная), скорая, паллиативная медицинская помощь. Важным дополнением является включение в текст второго чтения положения о некоммерческом характере скорой помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Не допускается отказ в оказании медицинской помощи и взимание платы за ее оказание для тех медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы госгарантий. Бесплатными для граждан будут замена лекарства на более дорогое в случае непереносимости назначенного препарата, предоставление индивидуальной палаты, необходимой в силу тяжести заболевания или по эпидемиологическим показаниям, и транспортных услуг для проведения обследования, осуществить которое данное медучреждение не может.

Установлен перечень услуг немедицинского характера, которые не подлежат оплате за счет личных средств граждан. Например, койко-место и питание будут предоставляться бесплатно родителю или законному представителю ребенка в возрасте до 4 лет (или старше 4 лет по медицинским показаниям). Согласно законопроекту за деньги могут оказываться: немедицинские услуги повышенной комфортности, не предусмотренные программой госгарантий, медицинская помощь иностранному гражданину, который не имеет страховки, или российскому гражданину, не проживающему постоянно на территории РФ и не застрахованному по ОМС (и если эти вопросы не оговорены в международных договорах), а также медицинская помощь по анонимному обращению.

Ко второму чтению существенно доработаны положения, связанные с правами граждан в сфере охраны здоровья. Конкретизирован механизм реализации права гражданина на выбор лечащего врача общей практики и медицинского учреждения. Уточнено, что те, кто не воспользовался этим правом, продолжат получать первичную помощь у тех врачей, у которых обслуживались, и в тех организациях, к которым прикреплены. Также в законопроект внесена новая статья "Урегулирование конфликта интересов", направленная на защиту прав пациентов. За гражданами впервые закреплено право на независимую медицинскую экспертизу.

Более тщательно в законе проработаны права медицинских и фармацевтических работников и медицинских организаций. Прописано, что профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере здравоохранения будут проводиться за счет средств работодателя. Профессиональным некоммерческим организациям предоставлено право участвовать в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания, клинических протоколов лечения и методических рекомендаций, программ подготовки и переподготовки кадров в системе здравоохранения (с возможностью принимать участие в их аттестации), в разработке программ государственных гарантий, в деятельности фондов ОМС.

Введены нормы об ответственности в сфере охраны здоровья. Дополнены формы контроля качества медицинской деятельности: введен дополнительный вид медицинской экспертизы - экспертиза качества медицинской помощи, которая позволит оценивать своевременность ее оказания, правильность примененных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и достигнутый результат.

Внесены важные изменения в статью об искусственном прерывании беременности. Первоначально в законопроекте "срок тишины" (время после обращения беременной женщины для проведения аборта в соответствующее медицинское учреждение, в течение которого врач не имеет права проводить эту процедуру) составлял 48 часов. Ко второму чтению он был увеличен до 7 дней. 48 "часов тишины" сохранены для беременности на сроках 4-7 недель и на 11-й неделе.

Уточняется положение, касающееся больных редкими (орфанными) заболеваниями. В тексте второго чтения предусмотрено ведение Федерального регистра граждан, страдающих жизнеугрожающими острыми и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, с целью улучшения их обеспечения лекарственными препаратами. За органами государственной власти субъектов РФ закрепляется ведение регионального сегмента Федерального регистра. Помимо этого за правительством РФ устанавливается право дополнять перечень заболеваний (программа "7 нозологий"), при лечении которых пациенты будут обеспечиваться лекарствами за счет федерального бюджета.

И, пожалуй, одно из главных уточнений законопроекта, прошедшего второе чтение: требование об обязательности исполнения порядков оказания медпомощи всеми медицинскими организациями страны. Согласно обновленному тексту оно вступит в силу с 1 января 2013 года. В течение переходного периода должны быть реализованы региональные программы модернизации здравоохранения, что позволит к означенному сроку создать во всех субъектах РФ условия для работы по единым стандартам и порядкам оказания медицинской помощи.

Общество Здоровье Экономика Отрасли Фарминдустрия Законодательная власть Госдума Национальный проект "Здравоохранение"