В Павловске проводят уроки с одновременным участием разных учителей

Сегодня об инновациях в образовании говорят много. С интересным опытом корреспондент "РГ" познакомился в одной из школ города Павловска под Петербургом.

Здесь всего два класса: 6-й и 10-й. Работает школа в режиме пансиона. Учащиеся, а среди них, как это было когда-то в знаменитом Царскосельском лицее, только мальчики, разъезжаются по домам на выходные два раза в месяц. Чаще не получается: так насыщена программа обучения, где помимо привычных школьных предметов еще куча факультативов.

Необычное начинается с порога: меня ведут в учительскую, которой... нет. В привычном смысле этого слова. Есть просто просторное помещение с окнами, но без дверей - с компьютерами, телефонами и книжными шкафами.

- Это наше профессиональное пространство, - объясняет директор Александр Иванов, стол которого здесь же и отличается разве что количеством папок. - Тут учителя и к урокам готовятся, и с учениками беседуют, и с родителями встречаются. Разговоры допускаются на любые темы, запретных нет. Важно, чтобы в коллективе все были в курсе общих дел и настроений.

Именно сообща здесь принимали решение о проведении уроков с участием одновременно двух-трех учителей. Сама идея вызвала немалые волнения в коллективе. Не каждый предметник оказался готов к коллективному творчеству. Контраргументы приводились разные. В том числе чисто человеческая несовместимость с коллегами.

Принуждать никого не стали. Для начала выслушали все "за" и "против", как принимая, так и отвергая предложения всех без исключения членов коллектива. В том числе и учредителя школы Сергея Гутцайта. Тем более что идея "педагогических ансамблей" принадлежала как раз ему.

- Школьная программа год от года сложнее, - говорит Сергей Эдидович. - Совершенно очевидно, что в системе обучения надо что-то менять. Нужно давать ребятам комплексные знания, по-настоящему заинтересовать их учебой. Однако как увлечь, например, той же математикой ученика с гуманитарным мышлением, а грамматикой - "технаря"? Или уроками труда того, кто не только не может, но и не хочет овладевать столярными, слесарными инструментами, ссылаясь на "век компьютеров" и супертехнологий?..

Выбирали для совместного урока как учителей, так и - немаловажно! - предметы. Скажем, в естествознании "пересекаются" и география, и физика, и биология. Стало быть, гораздо лучше можно преподать ее (а, значит, и освоить) с участием "узких" специалистов. Изучая, к примеру, природу вулканов, географ расскажет и покажет, где они есть на Земле, физик разъяснит механизм извержения, учитель биологии поможет понять специфику жизни вокруг них. Если урок практический или предусмотрена контрольная, лабораторная работа, педагоги работают по принципу групп, каждый ведет в классе свою.

Впрочем, и с литературой не так все однозначно. В обычной школе этот предмет ведет обычно параллельно с родным языком учитель языка и литературы. Иногда, если учитель ищущий, творческий, то он пытается как-то разнообразить занятия. Дополняя их, к примеру, музыкальными записями, живописными работами. В этой же школе посчитали, что этого слишком мало для хорошего знания предмета. Поэтому такие предметы, как "Русская литература" и "Мировая художественная культура", ведут здесь одновременно учителя музыки, изобразительного искусства, обществознания, а также театровед.

- Первый урок в составе педагогического ансамбля произвел на меня очень сильное впечатление, - вспоминает классный руководитель старшего класса, учитель физики, кандидат педагогических наук Валентин Воронов. - Конечно, я волновался! Проблема в том, что добиться нужной эффективности достаточно сложно. Для этого от каждого учителя требуются очень серьезные затраты как времени, так и эмоций.

А что думают о таких уроках учщиеся? Заглянула в один из классов, где начинался урок права. Для одного ученика!

- У нас по расписанию сейчас профильные предметы, - пояснил десятиклассник Дмитрий Крылов. - Я единственный, кто выбрал право. После школы думаю продолжить гуманитарное образование. Да, у нас проходят уроки с участием сразу нескольких учителей. Не по всем предметам. Русский язык, например, нет надобности "дробить", как мне кажется. А на английском это помогает лучше усваивать тему. Один из преподавателей английского у нас американец, носитель языка Марк Робертс. Второй его российский коллега. Они очень разные и тем дополняют друг друга.

В какой-то момент я с десятиклассником Крыловым перешла на английский. Всего несколько фраз, произнесенных вскользь. Он отозвался мгновенно. С разговорным английским проблем у старшеклассников этой школы нет.