Участники прошедшего в Ярославле международного форума Visit Russia 2011 попытались ответить на вопрос, почему туризм до сих пор не стал по-настоящему доходной отраслью российской экономики.
Увы, дискуссии специалистов оставили примерно такое впечатление: российский туризм сегодня сам похож на некий музейный экспонат, который разрешили, вернее, даже заставили трогать руками. При этом многие посетители "старой закалки" все равно боятся прикасаться к нему без перчаток или просто не знают, с какой стороны к этому экспонату подойти.
В итоге "туристическая" доля в отечественном ВВП составляет сегодня всего 1,5 процента - именно такая цифра была озвучена на форуме. И хотя туристический потенциал у регионов огромный, признают эксперты, специалистов, способных его разглядеть и тем более как-то использовать, очень немного. Люди буквально не видят возможностей своих территорий, считает эксперт по туризму Сергей Поздняков.
- С развитием новых продуктов - проблемы по всей стране, - говорит профессор. - Некому создать что-то оригинальное, придумать. А если такой человек появляется, власти нередко его игнорируют, потому что эти люди необычны, в какой-то мере экстравагантны. Но они - носители идей. Нам нужен банк таких идей, из которого можно было бы выбирать.
Вице-президент Международной туристской академии Юрий Путрик корень проблемы видит в несовершенной системе подготовки кадров, которая сильно отстает от сегодняшних требований и сказывается на качестве туристского продукта.
- Мы готовим в основном кадры для туроператоров, гостиниц, - говорит он. - А понятие "туриндустрия" включает в себя и туристские информационные центры, и конкретные проекты. Но людей, которые бы умели их создавать и реализовывать, у нас не готовят вовсе.
Между тем, как считает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, российским территориям необходимо быть "заточенными" на формирование и продвижение своих турпродуктов, "начиная с полицейского, который должен не задерживать человека без штампа прибытия в паспорте, а объяснять ему, как удобнее проехать, заканчивая продавцом, обязанным говорить "сорри" и улыбаться".
Дело, однако, не только в недостатке кадров для индустрии туризма и в их качестве, но еще и в не всегда понятной позиции "людей, принимающих решения". По словам Сергея Позднякова, сегодня повсеместно прослеживается тревожная тенденция - в регионах ликвидируют управления и комитеты по туризму. Эти структуры в лучшем случае низводят до уровня отделов вместо того, чтобы их укрупнять, выделять в самостоятельные подразделения и наделять новыми функциями.
- Глобальная сегодняшняя проблема - ослабление роли власти в консолидации и координации усилий по развитию туризма, - считает эксперт. - Особенно это ощущается на уровне муниципальных образований. Им требуются и научно-методическое сопровождение, и помощь со стороны регионов. А получается, что многое по-прежнему делается на энтузиазме.
По мнению экспертов, туристический потенциал есть практически у любой местности - было бы желание его искать. Показателен в этой связи опыт Словении, которым поделилась на форуме чрезвычайный и полномочный посол республики в России Ада Филип-Сливник. По ее словам, сектор туризма составляет в ВВП ее государства десять процентов, а если учесть все отрасли, - доходит и до двадцати. При населении в два миллиона жителей в страну ежегодно приезжают четыре миллиона туристов.
Как словенцы их привлекают на локальном, вернее, даже на микролокальном уровне, посол рассказала на примере деревушки, название которой переводится как Святой Даниель. Жители этого местечка, расположенного высоко в горах, с незапамятных времен занимались земледелием, животноводством и лесоводством. Но постепенно все это стало малорентабельным. Люди задумались над тем, как сделать жизнь лучше, и начали приглашать к себе туристов из долины. Гостям предлагали качественные местные вина, продукты собственного изготовления, прекрасные альпийские виды и свежий воздух. Желающих все это попробовать и увидеть оказалось так много, что впоследствии здесь были построены небольшие отели, теннисные корты. Сегодня обслуживанием многочисленных туристов занимается половина деревни.
Переоценкой своих ценностей занялись и в некоторых российских регионах. Итогом стало, например, появление на туристической карте страны мало кому известного глубоко провинциального городка Мышкин в Ярославской области. Всего 40 лет назад здесь был один-единственный краеведческий музей, а сегодня - чего только нет: музеи Мыши, лоцмана, русской водки, валенка, льна, мельница и дом мельника, ремесленная слободка и прочее. Люди приезжают сюда на фестивали Мыши и ретротехники "Мышкинский самоходъ". Сегодня на каждого мышкинца в год приходится по 24 туриста. Профессор Поздняков назвал этот город с населением в 5,8 тысячи человек "примером для многих других территорий".
Аналогичных "примеров" в России, в общем, уже немало. Взять хотя бы участников Ассоциации малых туристических городов: кроме Мышкина, это Углич, Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур, Суздаль, Тобольск. По словам мэра Углича Элеоноры Шереметьевой, эти города стали настоящими локомотивами развития территорий. Они создают бренды, притягивают инвесторов. А там, где есть инвесторы, - есть развитие.
Тем не менее велико еще количество исторических городов, которые в некотором роде "подзависли" на традиционном культурно-просветительском туризме. Упреки в адрес туроператоров, раздававшиеся еще в советское время, в том, что у путешественников рябит в глазах от наших храмов и крестов, актуальны и по сей день. Следствием этого, а также отсутствия инфраструктуры для отдыха и развлечений, становятся пустые гостиницы: туристы осматривают достопримечательности и едут дальше, не оставаясь на ночлег, то есть увозя свои деньги в другие регионы.
В регионах понимают, что без диверсификации имеющегося турпродукта уже не обойтись. Например, власти Владимира намерены к 2027 году увеличить количество клиентов в гостиницах города в три раза. Для этого одновременно с "классическим" видом туризма они планируют развивать паломнический, экологический, археологический. Но самым перспективным направлением, по словам советника главы города Сергея Щедрина, признан конференц-туризм. То есть Владимир будет представлен в качестве площадки для проведения симпозиумов, семинаров и прочих мероприятий такого рода. Рассчитывать на интерес потенциальных потребителей позволяет близость города к Москве (полтора часа езды на скоростном поезде), отсутствие пробок на дорогах и более низкая по сравнению со столичной стоимость проживания и аренды помещений.
Разнообразить турпродукт хотят многие, однако не у всех это получается. Так, член Общественного совета ЦФО Михаил Грушин заметил, что даже один из самых малозатратных видов туризма - событийный - в регионах развивается ни шатко ни валко.
- Я обращался к представителям туристических агентств с одной и той же просьбой: мол, хочу приехать в ваш регион. Но не просто так, а на какое-то событие. Подскажите, что у вас есть, - рассказывает Михаил Грушин. - Только в восьми из 18 субъектов ЦФО сказали, что у них есть календарь событий. А ведь это очень важный момент. Необходимо начинать с выстраивания цепочки событийного ряда.
Возможно, именно из-за ее отсутствия российские регионы, по мнению профессора Позднякова, проигрывают там, где могли бы иметь огромные дивиденды - и в виде доходов от туризма, и для воспитания в соотечественниках патриотичности.
- В следующем году мы будем отмечать большую дату - 200-летие Отечественной войны 1812 года, - говорит эксперт. - Мы это событие в плане привлечения туристов уже проигрываем. Вчистую, как проиграли и в теме событий Смутного времени. Я удивляюсь, ведь Ярославль - тот город, который в Смутное время сыграл значительную роль в восстановлении государственности, патриотичности. Четыре месяца здесь стояло народное ополчение Минина и Пожарского. Ярославль был островком перспективы и надежности. Но мы проиграли эту дату. Или взять тему обороны Смоленска в Смутное время. Смоленская земля, политая кровью и имеющая крайне важное значение для нашей истории, проигрывает по полной, не поднимая тем патриотизма.
По мнению Андрея Артюхова, представителя движения российских караванеров (людей, самостоятельно путешествующих на автомобилях с прицепами или в автодомах), увеличить турпоток в разы способно одно лишь развитие в стране системы кемпингов. Иностранцев, желающих поколесить по России, очень много. Но их отпугивает практически полное отсутствие необходимой для этого инфраструктуры.
А профессор Юрий Путрик уверен: для кардинального изменения туристического "климата" необходимо, чтобы в стране функционировал единый федеральный научный центр по исследованию проблем развития отрасли. По словам эксперта, в туристически успешных странах в этом направлении работают целые институты, которые исследуют проблему и дают рекомендации властям.