Чем ближе дата выборов в Думу, тем заметнее интерес к политике. Сегодня, согласно опросам общественного мнения, уже более половины граждан собираются прийти 4 декабря на избирательные участки. А между тем самый зрелищный этап избирательной кампании - агитация в СМИ - начнется только в субботу. Наступает время, когда каждая партия должна в доступной форме донести до своего избирателя главную идею, ради которой он и должен за нее проголосовать. Пока сделать это удается далеко не всем. Причин много. Основные - отсутствие внятной идеологии и умения находить свежие подходы к решению волнующих граждан проблем.
Люди привыкают, что политики предлагают как под копирку одни и те же ответы на самые важные вопросы и все чаще не могут отличить даже правых от левых. Выборы становятся малоинтересными и предсказуемыми, если в них нет интриги. Впрочем, это касается не только избирателей, но и избираемых - показательно, что октябрьская часть кампании прошла достаточно вяло. Да и ключевые моменты предыдущих месяцев уже можно вспомнить с трудом - разве что праймериз правящей партии да фальстарт оскандалившегося "Правого дела".
Практика предыдущих кампаний показывает, что агитация в СМИ может добавить партиям существенное число голосов, помогут и дебаты. На этот раз их организация будет явно поинтереснее, чем в предыдущем выборном цикле. Важно, что участники дискуссии должны соответствовать креативу медиа и запросу избирателей.
День народного единства, отмечаемый в ближайшую пятницу, станет для участников предвыборных сражений одним из естественных информационных поводов для того, чтобы напомнить о себе. А то, что этот праздник для многих избирателей продолжает оставаться вне идеологического контекста (в отличие от 7 ноября), дает возможность партиям определенную свободу в выборе своего "формата политической презентации".
Предстоящие выборы оказывают непосредственное влияние на такие исторические праздники. Так, "единороссы" в крупнейших городах будут проводить традиционные массовые митинги. Либерал-демократы собираются организовать очередные "марши" либо присоединиться к уже имеющимся - им больше нужна "движуха", чем всем остальным. Пожалуй, лишь коммунисты будут сидеть в идеологической "засаде" до понедельника 7 ноября.
В понедельник президент Медведев встретился с активом "Единой России" и Общественным комитетом своих сторонников. Темой встречи на этот раз стало обсуждение транспортных проблем страны. Глава государства не впервые поднимает эту тему, но после объявления о планах формирования т.н. "Большого правительства" она принимает новое звучание. Во-первых, переходя к конкретным отраслям и постепенно уходя от структурных и организационных вопросов своей работы, "Большое правительство" становится реальным стратегическим игроком на политическом поле. Во-вторых, становится очевиден потенциал команды будущего, формированием которой занимается Медведев. В-третьих, отраслевой формат обсуждения уже сейчас способствует четкому представлению о том, какие проблемы предстоит решать будущей исполнительной и законодательной власти.