Брянские власти пытаются увеличить среднюю зарплату посредством боя с "тенью"

По уровню средней зарплаты Брянская область прочно занимает место в седьмом десятке российских регионов. Чтобы исправить ситуацию, чиновники предлагают изменить закон, а депутаты требуют публиковать списки предприятий, где низки доходы работников.

Мимо кассы

Нетрудно заметить, что отставание по доходам, по сути, заложено в структуре областной экономики. Производство развито слабо, а работники разного рода спекулятивных сфер умело скрывают свои истинные доходы. Впрочем, общероссийская статистика свидетельствует: те же болезни присущи и другим регионам.

Недавно новый руководитель Брянской таможни Раймондас Петровас порадовал губернатора цифрами космического масштаба. Оказывается, с начала года в федеральный бюджет его служба перечислила 22 миллиарда рублей - вдвое больше, чем годом ранее. На самом деле к этим цифрам нужно относиться настороженно. Если бы "серые" импортеры начали выходить из тени, пополняя пошлинами казну, это свидетельствовало бы о здоровой тенденции. Но сами же участники внешнеторговой деятельности открыто говорят, что им нет нужды торопиться с честными декларациями. Иначе говоря, увеличение таможенных платежей основано на росте импорта.

В любом случае эти деньги не отразились на уровне доходов брянцев, исключая, разумеется, работников самой таможни и контрабандистов. Эти миллиарды стали симптомом дефицита товаров, который пытается преодолеть российская экономика.

В кои-то веки, если верить Брянскстату, сменились лидеры по росту средней зарплаты. Нет, финансисты и за этот год увеличили свои доходы на треть, но теперь их обогнали работники химического производства, и почти вровень с ними идут машиностроители и металлурги. При этом, разумеется, в "абсолютном первенстве" банкиры пока недосягаемы - каждый из них в среднем получает более 34 тысяч рублей в месяц, тогда как средняя зарплата в Брянской области сейчас лишь приблизилась к 15 тысячам.

Левый поворот

Разумеется, на самом деле она больше, но часть ее выдают в конвертах "белым воротничкам", другую - затертыми купюрами в мозолистые руки. Например, по доходам с банкирами могут состязаться таксисты.

- Две тысячи в день домой приношу, хотя для этого работаю больше пятнадцати часов в сутки, - рассказал Владимир Марченко, "Рено" которого украшено шашечками и запоминающимся телефонным номером. - Мы со сменщиком трудимся сутки, хозяину отдаем по тысяче рублей, остальное - наше. Владельцы фирмы что-то перечисляют казне, и, считаю, этого хватит.

Таких таксистов только в Брянске несколько тысяч. Тысячами измеряется и количество водителей-дальнобойщиков, большинство из которых тоже не делятся с государством. Хотя нельзя сказать, что от этого бизнеса казна ничего не получает.

Если бы все расчеты работодателей стали легальными, заработная плата в Брянской области могла бы вырасти на 20-40 процентов

- Мне только транспортного налога нужно заплатить с каждой машины в этом году по 23 тысячи рублей, - жалуется перевозчик Михаил Кононенко.

У него три фуры и столько же водителей. Для налоговых органов он не существует, поскольку работает "под крышей" одного из предпринимателей. Тот составляет липовые договоры, выписывает не менее липовые проездные документы и отдает крохи государству. За это получает от каждого партнера по две-три тысячи рублей в месяц и еще пару тысяч - за использование его стоянки. Но таких перевозчиков у него много, а следовательно, свои крупные доходы он тоже скрывает от налогообложения.

Понятно, что на "отлов" тех брянцев, которые не хотят регистрироваться в качестве предпринимателей, требуются громадные усилия. Тем не менее власти пытаются вновь и вновь увеличить среднюю зарплату посредством боя с "тенью". По сведениям замгубернатора области Александра Макарова, если бы все расчеты работодателей стали легальными, заработная плата в области могла бы вырасти сразу на 20-40 процентов. Характерно, что доля НДФЛ в консолидированном бюджете области снизилась за год с 47 процентов до 43.

Руководитель управления налоговой службы Елена Николаенко говорит, что это ведомство внимательно следит за предприятиями, работники которых имеют подозрительно низкие доходы. Иные и вовсе обходятся без штатных сотрудников, хотя деятельность ведут. Налоговики сопоставляют декларации и перечисления, которые делают предприятия, - и так выявляют неблагонадежных. Их руководителей уговаривают, пытаются пристыдить. Иногда такой способ помогает. В этом году отчитались почти четыре сотни налогоплательщиков, и почти половина из них после "разговора по душам" увеличили зарплату персоналу.

Кошки-мышки

По мнению Елены Николаенко, в этой ситуации помогло бы изменение законодательства: начисление увеличенного налога тем работодателям, чьи сотрудники получают крохи. А зампредседателя Брянской областной думы Анатолий Бугаев предлагает не ждать милостей от федеральных законодателей, а публиковать "черные списки" подозреваемых налогоплательщиков. Однако такой способ власти Брянска уже применяли: шума было много, но теневая экономика все так же крепка.

Усилия областной администрации тоже не стали прорывом. Она заключает соглашения с руководителями предприятий, те кивают головой: и зарплату поднимем, и налоги заплатим. Вроде бы обещания выполняют, но подъем настолько скромен, что диалог власти и бизнеса похож на игру в кошки-мышки. Весьма странно, что контролеры обходят своим вниманием торговцев недвижимостью и владельцев ресторанов и кафе, работники которых числятся такими же бедными, как и крестьянство, получая в месяц якобы 9-10 тысяч рублей. Более честно стали показывать доходы строители - у них теперь, согласно официальной статистике, средняя заплата превысила 22 тысячи.

В целом же около трети отраслей экономики считаются сегодня малодоходными, хотя в действительности многие просто не "светят" свою прибыль. Комиссии, которые создают органы власти, могут потеребить заметные предприятия. Но они не доходят до тех же перевозчиков или диких бригад, которые заняты на большом рынке отделки жилья. Толковых рецептов, которые позволили бы вывести их из тени, чиновники пока не предложили.