В этом году Россия впервые за 25 лет стала экспортером сахара. По прогнозу, отгрузка за границу может достичь 200 тысяч тонн, сообщается на официальном сайте Минсельхоза РФ.
Это не удивительно, поскольку год у свекловодов, действительно, выдался редкостным. В последнюю неделю средняя по Курской области урожайность поднялась до 405 центнеров, а итоговая, скорее всего, будет еще выше. Валовка, по прогнозам чиновников комитета АПК, составит 3,8-4,0 миллиона тонн даже в "зачетном" весе, то есть за минусом суммарной скидки на зелень и грязь. Но нет гарантии, что вся эта свекла в итоге станет сахаром.
Увы, нынешний урожайный "рекорд" поставил курскую свеклосахарную отрасль в тупик. Девяти еще "советским", хоть и модернизированным, сахзаводам явно не хватает суммарной мощности, чтобы переработать этот вал в оптимальные (без гниения сырья) сроки. Да и тот сахар, который вырабатывают, тоже некуда девать - заводские склады его не вмещают, а железная дорога не дает достаточного количества вагонов, чтобы вывезти. Об этом первому зампредседателя правительства РФ Виктору Зубкову недавно докладывал первый заместитель курского губернатора Александр Зубарев.
Парадокс, но как раз в условиях особо урожайного года под угрозой разорения оказались самые крепкие, исконно курские сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. Те, которые благодаря таланту и работоспособности руководителей чудом выжили в годы реформ и сегодня остаются основой для поддержания крестьянской жизни в селах и деревнях.
Нынешнее свекловичное поле области (110 тысяч гектаров) четко делится на две части. 62 процента посевов и все сахарные заводы принадлежат пришлому капиталу, а остальное, тоже огромное, поле - это доля не имеющих собственной переработки хозяйств, которые выращивают сырье для чужих теперь заводов по контрактам с ними. Так вот, все проблемы "рекордного" сезона, возникшие и обострившиеся из-за появления "лишней" свеклы, сторонние агрокомпании бесцеремонно, не обращая внимания на увещевания областной власти (с которой, к слову, у каждой есть письменное соглашение о сотрудничестве), свалили на свекловодов-"аборигенов".
Зампредседателя правительства области Алексей Золотарев на недавнем совещании отметил, что "если уборка агрокомпаниями собственной свеклы проблем не представляет (в октябре весь урожай должны были доставить на заводы или забуртовать), то переработка выращенного другими хозяйствами, не входящими в зону инвестиционных компаний, вызывает серьезную озабоченность". И далее конкретизировал тезис. Под угрозой гибели, сказал чиновник, урожай свеклы в Медвенском, Беловском, Большесолдатском, Золотухинском, Курском, Курчатовском, Обоянском, Октябрьском, Поныровском, Щигровском районах, где из 196 тысяч тонн законтрактованной заводами "Сахар Золотухино", "БелСахар" и "Сахаринвест" свеклы от хозяйств принято всего 40 тысяч тонн. При этом "ежедневные переговоры с представителями компании результата пока не дали". Аналогичная ситуация, продолжил Алексей Золотарев, и в зоне сахарных заводов компании "Моснефтегазстройкомплект". Из 453 тысяч тонн законтрактованной свеклы от аграриев области принято не более 143 тысяч. Он также сказал, что лишь одна фирма - "Разгуляй" - "принимает свеклу от всех сельхозпроизводителей и с оплатой". Это "единственная компания, выполнившая рекомендации областного штаба об увеличении объемов приемки сахарной свеклы от сторонних хозяйств". Остальные, по существу, перекрыли "не своим" хозяйствам доступ на свеклопункты.
Алексей Золотарев также обратил внимание на низкий уровень закупочных цен на заводах компаний "Моснефтегазстройкомплект" и "Объединенные кондитеры", что нарушает заключенные с администрацией области соглашения. Сельхозтоваропроизводители могут недополучить от данных компаний до 500 миллионов рублей.
Побывав в Рыльском районе, корреспондент "РГ" убедился в сложности ситуации. Конечно, общий показатель здесь просто великолепен: судя по цифрам, уборка вот-вот закончится. Поехали на поля с главой района Николаем Носовым и его заместителем Павлом Колоусовым. Да, суперсовременные комплексы в один день смахивают урожай с огромных массивов, а погрузчики заполняют кузова и прицепы 30-тонных большегрузов за считаные минуты.
- Нам повезло в том смысле, что на территории района есть сахарный завод, а почти вся свекла, как и перерабатывающее предприятие, принадлежит компании "Объединенные кондитеры", - сказал Николай Носов.
Но с этим же заводом (ООО "Промсахар") в договорных отношениях состоит один из курских председателей, депутат областной Думы Алексей Чумаков, ведущий сельхозпроизводство на территории Глушковского и Рыльского районов. Он на 725 гектарах вырастил и уже накопал около 37 тысяч тонн свеклы. Обо всем этом объеме теперь даже не говорит, а лишь о том, что по договору с заводом мог отгрузить 28600 тонн корнеплодов. Но приняли у него только 23 тысячи, "десять дней назад прекратили приемку и сказали, чтобы до 10 ноября даже не заикался о своей свекле". В сумме это почти месяц простоя, за которым тоже ничего не ясно. Свекла просто лежит-пропадает в полевых кагатах…
Кроме того, говорит Алексей Чумаков, по ходу уборки была изменена ценовая политика. Договором, по которому свекла возделывалась, было определено, что закупочная цена на сырье составит "не более восьми процентов" от рыночной цены сахара на первое число каждого месяца сдачи (7,41 процента "по умолчанию" - если стороны не обсуждали цену на очередной месяц). Но, когда уже шла уборка и переработчики увидели, что урожай слишком велик и что вряд ли у них обойдется без собственных потерь из-за неизбежного гниения "лишней" свеклы, они прислали "вольным свекловодам" бланк с корректировкой закупочной цены - "не более шести процентов". Попробовал не подписывать - приостановили приемку свеклы.
- На этом бланке, который мне пришлось подписать, подписи директора завода еще не было, - рассказал "РГ" Алексей Чумаков. - Формально получается, что это я сам пришел и попросил снизить цену на мою свеклу. Но у меня ее после этого хоть какое-то время еще принимали. А фермер из Хомутовского района Виталий Бурухин за снижение цены не расписался. И что? У него было 600 гектаров свеклы, и на вчерашний день 400 гектаров оставалось в земле. Завод у него взял только тот объем, который покрыл выдававшийся под урожай кредит.
Алексей Чумаков подсчитал свою "экономику рекордного урожая". Если по сниженной цене завод у него примет даже 28600 тонн, предусмотренных контрактом, то удастся всего-навсего свести к нулю затраты на весь выращенный урожай. А если нет - гарантированы убытки. Что интересно, в прошлом экстремально засушливом году свекла ему принесла солидную прибыль. И теперь этот хозяйственник больше всего жалеет о том, что уже снова подготовил под будущий урожай свеклы 700 гектаров, затратив на одни только удобрения 14 миллионов рублей. А зачем, если свекловодство лишается всякого смысла?..
В БЕЛГОРОДСКОЙ области уборка свеклы также проходит напряженно. В начале последней недели октября на областном совещании отмечалось: еще не тронуто 40 тысяч гектаров, два миллиона тонн свеклы в земле, а это четыре миллиарда рублей, риск потери которых реально существует. Между тем губернатор Евгений Савченко сделал акцент на том, что главным фактором наведения порядка должна быть оперативность, с которой руководство теруправления Россельхознадзора обязано заявлять иски о возмещении экономического ущерба, а суды - рассматривать их в кратчайшие сроки. Первому замруководителя администрации губернатора - секретарю областного Совбеза Сергею Литвинову и главам муниципальных образований, где происходят нарушения (особенно по отношению к независимым свеклосдатчикам), поручено взять эти вопросы под контроль. Допускается, сказал губернатор, кагатирование части сахарной свеклы в полевых условиях, но это в случае со свеклой аффилированных структур, а независимые сельхозтоваропроизводители должны ее вывезти. Все ранее заключенные договоры по приемке свеклы необходимо исполнить в полном объеме. В связи с этим губернатор поручил организовать специальную рабочую группу, которая будет сопровождать договоры независимых сельхозтоваропроизводителей с сахарными заводами на выращивание и переработку свеклы на территории области.
РЯЗАНСКАЯ область во время уборки сахарной свеклы прогремела на всю Россию. О проблеме железнодорожных перевозок сладкого корня президенту страны пожаловался один из местных фермеров Александр Бубенцов. В его хозяйстве под свеклой занято 1400 гектаров. Урожай в этом году хороший, но везти его на переработку надо за 200 километров. Существует трехстороннее соглашение, подписанное фермером, железнодорожниками и переработчиками, в соответствии с которым с поля на сахзавод должны уходить по 25 вагонов в сутки. Однако в октябре ему подавали в лучшем случае половину, да и цену на услуги транспортники подняли почти вдвое. Реакция главы государства была резкой. Он поручил разобраться, почему передача вагонного парка в частные руки, обещавшая снизить тарифы на перевозку, на деле их увеличила. А Александр Бубенцов результат почувствовал едва ли не сразу по возвращении из столицы: ему позвонили из Самарского центра фирменного транспортного обслуживания, чтобы сообщить об ошибочности расчетов стоимости вагонов. Неточность, которая могла обойтись фермеру в 10 миллионов рублей, поправили, да и отгрузка теперь идет строго по графику.
Виктор Метчиков, Александра Щепкина