Пошел уже второй год, как лидерство в Женской теннисной ассоциации (WTA) удерживает Каролина Возняцки из Дании. И при этом она еще ни разу не побеждала на турнирах "Большого шлема".
Вот и на финальном соревновании сезона в Турции, собравшем "восьмерку" лучших игроков мира, датчанка польского происхождения вылетела на групповом этапе. Зато именно в Стамбуле ее чествовали как первую ракетку планеты - в итоговом рейтинге 2011 года Возняцки, несмотря на неудачу, займет, как и в концовке 2010-го, высшую строчку.
На церемонии награждения белокурой датчанки присутствовали и ее родители - папа Петр, тренирующий дочку, и мама Анна. С ними и побеседовал корреспондент "РГ".
Российская газета: Петр, вы уж извините, но хочу сразу задать вам вопрос, который вам, наверное, надоел. А именно: когда Каролина выиграет турнир "Большого шлема"?
Петр Возняцки: Я слышу этот вопрос ежемесячно раз сто. Во-первых, хочу заметить: в этом году Каролина дважды была в полуфиналах. Во-вторых, она, конечно, хотела бы выиграть турнир "Большого шлема". Но посмотрите: кто побеждал? На четырех соревнованиях - четыре разные девушки. В Австралии - бельгийка Ким Клийстерс, на "Ролан Гаррос" - китаянка Ли На, на Уимблдоне - чешка Петра Квитова, в Америке - австралийка Саманта Стосур. Великолепные результаты, но получалось так, что после этих триумфов теннисистки не могли достойно выступить на трех-четырех турнирах подряд. Нагрузка фантастическая. Ментально и физически выдержать невозможно. Мировая "десятка" сейчас очень подравнялась. Нет большой разницы в очках, набранных спортсменками. На мой взгляд, уровень женского тенниса вырос - все больше девушек умеют хорошо играть в теннис. И выигрывает та, которая находится в лучшей физической кондиции. Но все время держать форму нереально. Да, Каролина пока не чемпионка. Тем не менее я вам гарантирую: мы принимаем новый вызов, заключающийся в том, чтобы Каролина выиграла турнир "Большого шлема". Уже в будущем году мы докажем, что способны на это.
РГ: Что вы скажете о "славянском факторе" в теннисе? Шесть участниц итоговой "восьмерки" - девушки из Восточной Европы, если считать и вашу дочку. Почему им сопутствует успех?
Петр Возняцки: Я думаю потому, что страны стали открытыми. Все могут ездить, у всех есть загранпаспорта. Появились люди, интересующиеся спортом, они вкладывают деньги в развитие тенниса в том числе. Не жалеют средств на своих детей. Правда, и раньше и у нас, и у вас спорт был на высоте. Когда я говорю "у нас", то имею в виду Польшу, ведь я там вырос, там занимался футболом. Но возможности у спортсменов тогда были ограничены.
РГ: Анна, вы ведь тоже бывшая спортсменка.
Анна Возняцки: Волейболистка. Выступала за сборную Польши.
РГ: А в теннис играете?
Анна Возняцки: Я на любительском уровне играю. Знаете, я много времени проводила на корте, когда дочке было лет шесть. И, как ни странно, не хотела играть с Каролиной, а только с мужем. А Каролина все просилась и просилась: "Возьмите меня!" И тогда Петр сказал, что будем играть вместе. На этом моя "теннисная карьера" закончилась.
РГ: А играли ли вы, Анна, с дочерью на счет? Кто побеждал?
Анна Возняцки: Я выигрывала. Но после того как Каролине стало 11 лет, победить ее уже было невозможно.
РГ: Петр, профессиональный теннис - крайне индивидуальный вид спорта. В том смысле, что дружба между игроками - редкое явление. А Каролина, я знаю, очень дружит с Агнешкой Радваньской из Польши.
Петр Возняцки: Она и с Викой Азаренко из Белоруссии дружит. Странно: как только игрок достигает вершин, менеджеры не советуют ему тесно общаться с другими спортсменами, говорят, нужно быть равнодушным к проявлениям приятельских отношений. Короче, не допускать к себе никого.
РГ: Мне кажется, так делает окружение Марии Шараповой.
Петр Возняцки: Совершенно верно. Но мы с Каролиной считаем, что это глупость. Теннис - одна большая семья. Ну, как, скажите, можно выдержать и не общаться, если мы останавливаемся в одних и тех же гостиницах! Мы счастливы, что Каролина, будучи первой ракеткой, не задирает нос. Не ходит и не говорит об этом. Только тогда тебя будут уважать.
РГ: Что вы, Петр, как тренер испытываете, сознавая тот факт, что ваша дочка и ученица возглавляет уже второй год мировой рейтинг?
Петр Возняцки: Я доволен. Не многие были два года подряд номером один. Она доказала, что не случайно является первой ракеткой, она выиграла 18 турниров. Знаете, первые восемь лет - а Каролина родилась в Дании - я был очень плохим тренером для нее. Я в жизни не понимал, что такое теннис? И учился теннису вместе с ней. Правда, я знал спорт, я помог ей сделать первые шаги в спорте. Впереди у нас еще много работы. Мы исправляем ошибки, но у нас есть фундамент. Следующий шаг - выигрыш "Большого шлема". Мы - не дураки, мы знаем, что нужно поменять, кого взять в тренерскую команду, какого специалиста.
РГ: А что это за финт был, когда заговорили о том, что вы, Петр, прекращаете тренировать дочь, а потом снова стали числиться в качестве ее наставника?
Петр Возняцки: Я скажу так: эта пропагандистская уловка шла не от нас. Работаем по-прежнему. Я считаю себя не тренером в чистом виде, а тренером-ассистентом.
РГ: Что вы сказали Каролине, когда она проиграла в Стамбуле нашей Вере Звонаревой?
Петр Возняцки: Я посмотрел ей в глаза и произнес предельно откровенно: "Ты сейчас не могла выиграть у Веры". Звонарева действовала потрясающе. Теперь надо думать: что сделать, чтобы в следующий раз одолеть Звонареву?
РГ: Петр - тренер-ассистент. А у вас, Анна, какая роль, кроме того, что вы мама?
Анна Возняцки: Домашних дел хватает. Бывает, советую что-то Каролине - какое платье выбрать, какую книгу прочитать?
РГ: И даже насчет женихов можете высказаться?
Анна Возняцки: Такое тоже случается.
РГ: Скажите, что в дочери от вас, а что от мужа?
Анна Возняцки: Посмотрите и скажите сами.
РГ: Я имею в виду в смысле характера.
Анна Возняцки: Все хорошее - от меня, все плохое - от Петра. Ну, а если серьезно, то от своего отца Каролина взяла целеустремленность.