Железнодорожники предлагают законодательно закрепить ответственность пассажиров за безбилетный проезд. А для этого внести поправки в Устав железнодорожного транспорта и в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие уплату "зайцами" штрафа перевозчику.
Именно перевозчику. В качестве компенсации за упущенную выгоду. Ведь, несмотря на все заборы и преграды, число "зайцев" в зависимости от региона колеблется от 30 до 50 процентов. Сейчас штрафы за безбилетный проезд в федеральном законодательстве вообще не предусмотрены. Их могут назначать регионы, и деньги идут в их бюджеты.
Размер новых штрафов станет ощутимым для кармана безбилетника, который хочет сэкономить сто рублей на поездке. Если предложения железнодорожников поддержат, то штраф будет взиматься в пятидесятикратном размере от стоимости зонного тарифа в той зоне, где поймают "зайца". В поездах дальнего следования хотят ввести штраф в размере двух тысяч рублей. Сейчас минтранс готовит такой законопроект для внесения в аппарат правительства, сообщили в РЖД.
Наказывать более жестко планируется и "зацепиров". Это тех, кто, рискуя жизнью, катается, повиснув на вагоне электричек и даже скоростных поездов. Кстати, 80 процентов падений в этом случае заканчивается смертью "зацепира". Пока максимальный штраф за это рискованное нарушение - 100 рублей, разговор с полицейскими и сообщение в школу. И здесь уже вопрос не в упущенной прибыли, а о сохранении жизни и безопасности.
Что касается проблем рентабельности перевозок, роста тарифов на проезд в электричках, то здесь тоже требуются изменения в законодательство. Пока в этом году за счет федеральных субсидий в размере 25 миллиардов рублей и льготного тарифа на использование инфраструктуры железной дороги стоимость билетов выросла за 10 месяцев не более чем на 3,5 процента в среднем по России, сообщили "Российской газете" в РЖД. Число самих электричек практически не сократилось. Объемы вагоно-километровой работы по итогам этого года снизятся не более чем на четыре процента к уровню прошлого года, прогнозируют в компании.
Однако, если ничего не предпринимать, то в условиях, когда регионы не могут взять полностью финансовую нагрузку по содержанию пригородных перевозок на железной дороге, а образованные в этом году региональные компании в основном не в состоянии самостоятельно выйти даже на показатели рентабельности, без изменений регулирования в этой сфере не обойтись, считают в РЖД. Иначе не только покупать новые вагоны будут не на что, но и содержать старые. Тарифы на проезд при этом могут вырасти, а число электричек сократится.
Поэтому предлагается определить порядок формирования и исполнения госзаказа на перевозки пассажиров, а также механизм их субсидирования. Причем в качестве заказчика пригородных перевозок должны выступать регионы. А при госзаказе на перевозки дальнего следования - федеральное правительство.
Пока, по прогнозам экспертов, убытки пригородных пассажирских компаний в этом году могут составить 14 миллиардов рублей. В региональных бюджетах предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от госрегулирования тарифов - 5,73 миллиарда рублей. В четырех регионах не стали вводить статью расходов в бюджете на финансирование электричек. В 15 регионах все-таки планируется обеспечить безубыточность перевозок.
Вчера в СМИ прошла информация, что регионам предлагают отказаться от обязательного регулирования тарифов на общественном транспорте. То есть цены на билеты могут значительно вырасти. Причем в публикациях говорится, что это идея принадлежит минтрансу.
"Российская газета" обратилась за комментарием в министерство. Оказалось, что речь идет совсем о другом. Сейчас каждый регион сам регулирует тарифы. Минтранс намерен упорядочить этот процесс. Что позволит значительно улучшить экономическое положение пассажирских организаций автомобильного транспорта, а также создать единообразие практики тарифообразования на всей территории страны, уверили в ведомстве.
По поручению правительства минтранс готовит проект общей актуализированной методики расчета тарифов на регулярные перевозки, кроме железнодорожного транспорта. Как отмечал недавно замминистра транспорта Николай Асаула, эта мера позволит обеспечить безопасность перевозок и финансовую устойчивость предприятий. Но в ближайшем будущем при утверждении региональных и местных бюджетов потребуется более четкая проработка их расходной части, связанной с транспортом.
Но пока в минтрансе ничего не говорят, какими конкретно будут предложения ведомства по перевозке пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.