03.11.2011 06:37
    Поделиться

    Охрана лесов от огня в ДФО профинансирована на треть

    В регионе подведены итоги пожароопасного сезона. В Дальневосточном федеральном округе с начала этого периода и по 1 ноября зарегистрированы 2000 лесных пожаров. Огонь прошел 1191,7 тысячи гектаров, а это свыше 81 процента площадей, горевших в этом году в стране.

    Если сравнить эти показатели со среднестатистическими данными за последние пять лет, налицо положительные тенденции. Выгоревшая лесная площадь сократилась на 46 процентов, средняя площадь одного пожара - на 49, а число возгораний, ликвидированных в день обнаружения, увеличилось на 64 процента. Практически каждый третий лесной пожар в округе потушен сразу по выявлении, а в Приморском крае таких - 66 процентов. В 2,3 снизилось число крупных пожаров. В Еврейской  АО, Камчатском крае, Сахалинской области, Чукотском АО их не было вовсе.

    - Но если в целом оценивать прохождение пожароопасного периода в завершающемся году, который, между прочим, является Международным годом лесов, недостатков в работе много. Основные из них - неудовлетворительная подготовка к сезону и снижение уровня противопожарной пропаганды, - охарактеризовал ситуацию Владимир Коломыцев, и. о. начальника департамента лесного хозяйства по ДФО.

    Например, в ЧАО система охраны лесов не позволяет своевременно обнаруживать и ликвидировать возгорания на ранних стадиях. В начале пожароопасного сезона охраняемую территорию - а это 27 миллионов гектаров - патрулировало всего одно воздушное судно. Чукотка - единственный субъект ДФО, в котором не создано специализированное учреждение по защите лесов от огня. Более того, число пожаров в регионе уменьшается, а затраты на их тушение увеличиваются. В 2011 году на борьбу с огнем поступили 36 миллионов рублей из федерального бюджета, а фактические расходы составили 67,3 миллиона.

    В Камчатском крае леса под должным контролем, но возникла другая проблема. Ежегодно на полуострове не полностью используют денежные средства, выделяемые на тушение из госказны. Остатки следовало бы оперативно перераспределять на другие нужды лесного комплекса - лесоустройство, мониторинг, заготовку семян. Поскольку этого не происходит, есть опасность, что в следующем году финансирование из федерального бюджета будет уменьшено минимум на 30 миллионов рублей - на неиспользованную сумму.

    Неплохо справились с возгораниями в Амурской области. Вместе с тем у специалистов департамента лесного хозяйства по ДФО вызывает сомнение достоверность сведений о лесных пожарах: на 1 октября отклонение от данных космического мониторинга составляло 367 тысяч гектаров.

    - Сведения по площади действительно отличаются. Значительное число пожаров космомониторинг вообще не показывает, зато включает в отчеты профилактические отжиги, - объясняет Алексей Венглинский, начальник управления лесного хозяйства Амурской области. - Сейчас в Приамурье пожаров нет, но мы проводим отжиги вышедших из оборота земель сельхозназначения, болот, марей. Их фиксирует спутниковое наблюдение.

    Коллегу поддерживает руководитель департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) Вячеслав Попов:

    - Когда мы провели авиационное обследование семи крупных пожаров на территории республики, разница с показателями спутникового мониторинга Рослесхоза доходила до 45 процентов. И никак не можем определиться, какая цифра действительная.

    Между тем в республике дважды вводили режим ЧС, зарегистрированы 511 лесных пожаров.

    В 2011 году на охрану лесов от пожаров регионы ДФО выделили более миллиарда, но этих средств недостаточно

    - Ситуация, которая сложилась в Республике Саха (Якутия), была поистине катастрофической. Подготовка к пожароопасному сезону проведена на крайне низком уровне, - считает Владимир Коломыцев. - В результате огонь прошел около миллиона гектаров.

    Причины такого положения руководство республиканского департамента по лесным отношениям видит как в особенностях реформирования отрасли, так и в недостаточном финансировании.

    - В 1990-е годы, когда полномочия лесхозов были переданы в ведение федеральных структур, у нас трудились 3,5 тысячи человек. Когда в 2008 году полномочия вернули в регионы, осталось 1,3 тысячи работников, - констатирует Попов. - Сегодня наше финансирование - 70 миллионов рублей. На эти средства мы охватываем авиационным патрулированием 30 миллионов гектаров, наземным способом - 4,5. Между тем должны охранять 255 миллионов гектаров. Задолженность перед населением, которое мы привлекали на пожаротушение, - 147 миллионов рублей. Если мы не сможем в течение года ее погасить, значит, в следующем сезоне не получим никакой поддержки от жителей республики.

    Уже известно, что в 2012 году на осуществление полномочий по ведению лесного хозяйства в ДФО из федерального бюджета планируют направить субвенции в размере 2,53 миллиарда рублей. Из них на охрану лесов от огня и профилактику пожаров пойдет чуть более миллиарда, в том числе на мониторинг пожарной опасности - 583 миллиона, на тушение лесных пожаров - 243. Цифры немалые, но они соответствуют уровню финансирования 2011 года. При этом не учитываются ни инфляция, ни увеличение заработной платы бюджетников.

    - Рост оплаты труда работников бюджетной сферы на 6,5 процента Рослесхоз нам благополучно "простил". А это порядка 25 миллионов рублей, - говорит начальник управления лесами правительства Хабаровского края Владимир Болтрушко. - Значит, на эту сумму мы вынуждены будем сократить лесохозяйственные мероприятия и пустить деньги на заработную плату. И вообще непонятно, по каким нормативам распределяют субвенции. К примеру, Московской области выделяют 700 миллионов рублей на 2 миллиона гектаров лесных угодий, а Хабаровскому краю - 73 на 543. Наше финансирование - треть от того, что нужно.

    Подобные примеры есть практически в любом дальневосточном регионе. На содержание авиабазы в Амурской области предусмотрены 132 миллиона рублей. Но только на оплату летных часов при нормативной кратности авиапатрулирования нужны 270 миллионов.

    - Естественно, о своевременном обнаружении пожаров при таком финансировании говорить очень трудно, - подчеркивает Алексей Венглинский.

    - Не решен вопрос с бесхозными лесами, - обозначает еще одну проблему начальник управления лесами правительства Еврейской автономной области Максим Сироткин. - Они находятся на государственных землях, собственность на которые не разграничена. Огонь там бушует, громадным фронтом залетает к нам - на земли лесного фонда. И мы вынуждены нести затраты на ликвидацию этих пожаров.

    В свое время, свидетельствуют специалисты отрасли, лесхозы немалую часть необходимых средств зарабатывали самостоятельно. Так в Хабаровском крае, вырубая и реализуя до двух миллионов кубометров спелой древесины в год, они обеспечивали финансирование всех лесохозяйственных работ, в том числе и по тушению пожаров. На сегодняшний день эти рубки запрещены, и отрасль такой статьи доходов лишилась.

    Большие надежды департамент лесного хозяйства по ДФО возлагает на участие регионов.

    - Субъекты Федерации повернулись к нам лицом: если в прошлом году на охрану лесов от пожаров они выделили порядка 200 миллионов рублей, то в этом году - более миллиарда, - сообщает Владимир Коломыцев.

    Хотя здесь возникают свои сложности.

    - Требование средств на лесохозяйственную деятельность из региональных бюджетов совершенно незаконное. Ни в одном документе - ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в бюджетах на 2011, 2012 годы - нет слова "софинансирование", - заявляет Владимир Болтрушко. - В 2010 году Хабаровский край выделил на ликвидацию задолженности по тушению лесных пожаров 29 миллионов рублей. При проверке Счетной палаты РФ это было расценено как нецелевое расходование бюджетных средств.

    Кстати

    В текущем году выявлены 12 виновников крупных лесных пожаров, к уголовной ответственности привлечен всего один человек.

    Поделиться