В ряде образовательных учреждений Югры затянувшийся ремонт едва не сорвал начало учебного года. По мнению директоров школ, причины носят системный характер.
Так, в Сургуте на ремонты было выделено в текущем году около 300 миллионов рублей. Этих средств достаточно для того, чтобы привести в порядок 62 образовательных учреждения. Однако не всегда работа шла ровно.
Одна из основных претензий заказчиков к подрядчикам - это строительный брак. По словам одной из заведующих детсадом, бесконечные переделки приводят к тому, что окончание ремонта затягивается до осени. И это при том, что сама заведующая и ее заместитель все лето ходят за строителями чуть ли не по пятам.
У подрядчиков свои аргументы. Например, директор строительной фирмы Андрей Пастернак уверяет, что проекты, которые им предоставляют заказчики, выполнены на низком уровне. Их приходится на ходу корректировать и тратить время на согласования уже по ходу ремонта. Или, например, на рынке нет материалов, указанных в проектной документации. Если их менять на другие, надо согласовывать изменения в смете - а это опять же чревато срывом сроков.
Так или иначе, но ремонт в Сургуте затянулся в семи школах. Всего по округу 16 школ и детсадов не смогли 1 сентября начать учебный процесс.
Директор департамента образования администрации города Татьяна Османкина рассказывает, что не все строительные фирмы готовы участвовать в конкурсах в формате электронных торгов. Поэтому около трети аукционов на подряды пришлось повторять по два, а то и по три раза. Да и после состоявшихся конкурсов некоторые их победители не торопились браться за работу. Например, в одной из школ фирма приступила к ремонту только 10 августа вместо 20 июня: по словам директора, первое время по зданию ходили лишь двое рабочих с одним молотком. Были среди победителей и такие компании, что оказались просто неспособны выполнить отдельные виды работ.
Заказчики сетуют, что за муниципальные заказы охотно берутся любые мелкие фирмы, зачастую из далеких от Югры регионов. Отправляя заявку на электронную площадку, они слабо себе представляют специфику региона. И лишь выиграв тендер, осознают, что квалифицированный персонал здесь нанять непросто, технику найти невозможно, а материалы порой приходится завозить издалека.
Выход муниципалитеты видят в том, чтобы проводить аукционы на эти заказы не в мае-июне, а уже в марте. Вот только решит ли это проблему, пока не ясно.