Нормативы финансирования для детей-инвалидов в общеобразовательных школах Москвы с 1 января будут в два-три раза увеличены.
Об этом заявил вчера мэр столицы Сергей Собянин на заседании координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, пояснил он, город намерен ввести "серьезную мотивацию" для расширения практики, позволяющей детям-инвалидам учиться вместе со сверстниками в обычной школе, что поможет им лучше адаптироваться в жизни.
Собравшиеся констатировали: образовательное пространство в столице становится все более доступным для таких ребят. Школы, колледжи и вузы обустраиваются телескопическими пандусами, в них появляется бегущая строка, табло и прочее спецоборудование, которое открывает двери к знаниям и тем, кто может передвигаться только на коляске, и тем, кто плохо видит и слышит. По словам руководителя департамента Исаака Калины, в этом году на эти цели выделено из бюджета Москвы 600 миллионов рублей. Это позволило приспособить 90 процентов образовательных учреждений. Остальные запланировано оснастить в 2012 году. Для создания же безбарьерной среды в целом по городу на его улицах нынче добавится 40 тысяч сходов и съездов. К нуждам инвалидов будут приспособлены 5 тысяч больниц, магазинов, кинотеатров и других общественных зданий. Дорогу к ним слабовидящим облегчит установка 1,2 тысячи светофоров, оснащенных спецсигналами, а также общественный транспорт , 60 процентов которого заменено на низкопольные автобусы.
Разговор шел о том, что дети с ограниченными возможностями должны получать не только общее среднее, но и профобразование, причем непрерывное - школа, колледж, вуз... И не важно, какой вид обучения они предпочтут - в обычной школе, спецшколе для инвалидов, надомные занятия или дистанционное образование. Главное, что каждый может выбрать себе по силам. Вместе с тем, по мнению декана Московского психолого-педагогического университета О. Приходько, город нуждается в организации службы ранней помощи таким детям. "Именно ранняя помощь помогает сократить число инвалидов", - говорила она. "Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее на помощь придут специалисты", - согласился мэр. Поддержал он и руководителя департамента физкультуры и спорта Алексея Воробьева в стремлении создать для инвалидов необходимые условия для занятий спортом, который одним помогает реабилитироваться, другим - просто жить полноценной жизнью. Москвичи активно участвуют в самых престижных паралимпийских соревнованиях, но власти не устраивает то, что из 400 тысяч инвалидов, которые могли бы заниматься спортом, реально занимаются всего 25 тысяч, или 6 процентов. Они намерены удвоить это число.
Есть и проблемы с трудоустройством. Инвалиды могут получить в городе 331 профессию, но работодатели часто не рады им. В результате из 150 тысяч, имеющих показания к труду, работает половина. "Нужно помочь и остальным, - говорили собравшиеся. - Инвалиды хотят общаться, хотят чувствовать себя нужными государству". Прозвучали предложения обустраивать на предприятиях специальные рабочие места, обеспечивать социальное сопровождение на время вхождения в коллектив... Все их мэр поддержал. А на предложение председателя правления региональной общественной организации инвалидов "Стратегия" Владимира Крупенникова пообещал, что организации инвалидов город поддержит материально, как поддерживает ветеранские. "Главное, чтобы сохранялась стабильность, - заключил он. - Все, о чем я говорил, заложено в трехлетний бюджет Москвы, а значит, будет стабильность, будут и деньги на решение всех социальных проблем".