Уже год, как работает самый протяженный в Европе железнодорожный маршрут Москва - Ницца (3320 км). Отправляется скорый поезд N 17 еженедельно с Белорусского вокзала. И до четверти всего расстояния трасса проходит по железным дорогам Центральной и Юго-Западной Беларуси. Выбор в пользу Беларусии стал возможен благодаря все более тесному сотрудничеству российских и белорусских транспортников.
Кстати, маршрут этот уже действовал в 1864-1914 годах. Тогда поезда тоже проходили по белорусской территории, но движение было, что называется, "разовым". В 1960-1980-х годах рейсов стало больше в связи с договоренностями Шарля де Голля и А.Н. Косыгина в Москве в 1966 году. Власти Украинской ССР настаивали на том, чтобы маршрут проходил по их территории. Это короче процентов на 15. Дополнительным аргументом стало также то, что через Украину были проложены основные советские нефте- и газопроводы в Центральную Европу, на чем делали акцент в Киеве. И если Украина - главный в СССР нефтегазоэкспортный "мост" в Европу, то почему бы его не дополнить железнодорожным маршрутом во Францию? Хотя в тот период белорусские стальные магистрали считались более надежными, чем украинские, а пропускная способность российско-белорусского и белорусско-польского участков была выше, чем российско-украинского, украинско-польского и украинско-чехословацкого.
Сегодня, по оценкам специалистов РЖД, загрузка поезда Москва - Ницца, проходящего через 6 транзитных стран - Беларусь, Польшу, Чехию, Австрию, Италию и Монако - стабильно растет. Это достигается благодаря гибкой тарифной политике, высокому техническому состоянию трассы, комфорту для пассажиров и четкому соблюдению графика движения.
Этот трансъевропейский коридор в Союзном государстве проходит с севера на юг - к Бресту и далее через Польшу. То есть по участкам, где наиболее интенсивное движение. Именно маршрут Москва - Ницца российские и белорусские специалисты превратили в полигон, где отрабатываются все новинки железнодорожной сети Союзного государства. Если точнее, реконструкция здесь путей, станций и пунктов межстранового пропуска проводилась и ныне продолжается в рамках российско-белорусских программ, одобренных структурами Союзного государства: это программы сотрудничества РЖД и Белорусской железной дороги (БЖД); развитие смешанных, в том числе комбинированных перевозок; реконструкция и модернизация подходов к погранпунктам. Кроме того, в числе реализуемых программ, предусматривающих развитие транспортно-транзитной инфраструктуры Союзного государства, в том числе по трассе Москва-Ницца, - комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Беларуси; совместная целевая программа по обустройству пунктов пропуска на внешних границах стран - участниц Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Вдобавок участок трассы Москва - Ницца, в Союзном государстве и белорусско-польский, технологически развиваются в рамках подписанных Россией, Беларусью, Германией и Польшей в 1995 и 2000 гг. документов о сотрудничестве в модернизации, реконструкции и развитии железнодорожного коридора Берлин - Нижний Новгород. Это нацелено на повышение качества перевозок за счет сокращения сроков доставки пассажиров, роста уровня комфорта и сокращения времени простоя вагонов при стыковке разноколейных белорусской и польской железных дорог. Внедряются цифровые телефонные станции, оптико-волоконные линии связи и другие новшества.