Невысокий рейтинг Николя Саркози среди соотечественников, судя по всему, после саммита "Большой двадцатки" на Французской Ривьере должен подрасти. Хотя бы по тому, что в стрессовой из-за греческих кульбитов обстановке сохранял завидное присутствие духа, успевая выполнять роль хозяина встречи в верхах и разруливать ситуацию с непредсказуемым Георгисом Папандреу.
Думаю, что французы это заметили и взяли на заметку: ведь через полгода президентские выборы и не исключено, что они отдадут предпочтение человеку, который на деле продемонстрировал, уже не в первый раз, что умеет держать удар.
Сегодня греческая тематика, которая взбаламутила первый день "саммита", отошла на второй план. Это не значит, что в Канне о ней совсем забыли. Отнюдь нет. Однако сделанное днем заявление "сильного человека" греческого правительства министра финасов Эвангелоса Венизелоса о том, что на злосчастном референдуме, объявленном Папандреу, поставлен жирный крест, и что греки отнюдь не собираются расстаться с евро, было встречено в стенах знаменитого Дворца кинофестивалей на Круазетт с явным облегчением.
Собственно, весь сегодняшний день участники саммита посвятили темам, ради которых собрались во французском курортном городке. Лидеры крупнейших стран мира подвергли "мозговой атаке" экономическую ситуацию в мире и обсудили меры по ее стабилизации.
В частности, речь шла о наращивании "ударной мощи" Международного валютного фонда (МВФ) как эффективного инструмента оказания помощи странам, оказавшимся в сложной ситуации. О том, как этого можно добиться, рассказал президент Евросоюза Херман Ван Ромпей. По его идее необходимо создать специальный трастовый фонд при МВФ, который пополнялся бы за счет государств, входящих в "двадцатку", а его средства использовались бы как для повышения финансовой стабильности как стран зоны евро, так и других, кто в этом будет нуждаться.
Надо полагать, что одним из возможных адресатов может оказаться Италия. Хотя Сильвио Берлускони и представил в Канне антикризисный план на 14 станицах, положение Италии, а у нее огромнейший суверенный долг, составляющий 120 процентов от ВВП.
Недаром от Рима на саммите потребовали конкретики. "Вопрос не в содержании пакета мер, а в том, как он будет реализован", - подчеркнул Николя Саркози на совещании, участие в котором помимо Берлускони приняли президент ЕС Ван Ромпей, глава Еврокомиссии Баррозу, глава МВФ Кристин Лагард, и даже американский президент Барак Обама. С тем, чтобы избежать скатывания Италии к опасной черте, было решено ввести со стороны МВФ и ЕС мониторинг проведения необходимых реформ на Апеннинах, которые, как задумано, должны привести к сокращению бюджетных расходов.
Обсуждался в Канне и налог на финансовые транзакции. Этот сюжет весьма дорог Николя Саркози, и он никогда не упускает случая, тем более такого значительного, как организованный им саммит, его поднять. В Канне французский президент нашел поддержку у некоторых стран, таких как Аргентина, Бразилия.
Но до достижения консенсуса по этой тематике далековато. Ведь многие против. Хотя Барак Обама и высказался в том плане, что, мол, надо сделать так, чтобы финансовые институты "внесли свой вклад в разрешение кризиса", в целом США отрицательно относится к этой инициативе. То же самое Англия, другие страны. Если ее сторонники утверждают, что налог без особых усилий принесет десятки миллиардов долларов на нужды развития и помощи бедным станам, то ее противники предупреждают: осторожно, налог чреват серьезными сбоями и закупоркой сосудов мировых финансов. А тогда, говорят они, мало никому не покажется.
Отдельной темой на саммите было финансовое регулирование. Как известно, многие западные страны, особенно США, Франция и другие давно настаивают на том, чтобы курс китайского юаня был пересмотрен, ибо, как считают эксперты, он искусственно занижен, что делает китайские товары более конкурентоспособными. В Канне китайцы, как сообщило агентство Рейтер, сделало красивый жест, дав понять, что намереваются придать обменному курсу юаня "подобающую гибкость" и что он будет определяться с учетом рыночных условий.
В целях обеспечения экономического роста и занятости участники саммита предусматривают каждый в своих национальных границах проводить структурные реформы и реализовывать меры по экономической стабилизации. К примеру, страны с положительным сальдо госбюджета, такие как Китай, в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры могут принять дополнительные меры для поддержки внутренних рынков, стимулированию на них спроса. Как считается, это приведет к восстановлению устойчивости на уровне мировой экономики.
В свою очередь, Япония намеревается осуществить широкомасштабную налоговую реформу, которая должна принести в казну порядка 9.000 миллиардов йен (примерно 84 миллиарда долларов) , которые должны помочь запустить экономический механизм страны после разрушительного мартовского землетрясения.
Эти и другие меры обозначены в плане действий саммита "Большой двадцатки" в Канне. Помимо этого, одобрены и другие инициативы, такие как создание рабочей группы по поддержке занятости, меры по снижению мировых цен на продовольствие.