Я впервые пишу статью с благодарностью своему коллеге-репортеру, который оказался куда более порядочным человеком, чем те, о ком он пишет. Человек, который своей статьей сдвинул с места камень безразличия.
В прошедшую пятницу в Грозном на матче молодежных составов местного "Терека" и ФК "Краснодар" произошел вопиющий инцидент. Игрока гостей Спартака Гогниева, известного футболиста, выступавшего за молодежную сборную России, ЦСКА, "Динамо", "Аланию", "Ротор", "Ростов", удалили с поля, после чего он был избит и на поле, и в подтрибунном помещении то ли полицией, то ли болельщиками, то ли ЧОПом, то ли всеми вместе взятыми. 30-ти летний игрок получил перелом носа, ребер, сотрясение мозга. "Терек" и "Краснодар" почти три дня морочили голову общественности, сообщая о том, какой плохой Гогниев, который сам спровоцировал потасовку. За рамками осталось то, что матч по решению делегата доигран не был, а это означает, что случилось что-то экстраординарное. Потом выяснилось, что записи инцидента были изъяты "неизвестными лицами" у оператора краснодарцев. А это значит, что скорее всего оператора не просили отдать кассету, а взяли силой. Какой нормальный сотрудник клуба отдаст важнейший для анализа игры видеодокумент каким-то "неизвестным". За это выгоняют с волчьим билетом.
Но самое омерзительное в этой истории, что самым порядочным оказался не инспектор, сотрудник полиции, чиновник Премьер-лиги, президенты или гендиректоры клубов, не футболисты, а журналист портала Sports.ru Александр Вишневский. Человек, который традиционно пишет материалы про испанский даже, а не российский футбол, нашел в себе силы задаться простыми, казалось бы, вопросами - а почему это, во-первых, случилось? Во-вторых, почему три дня об этом молчали все, включая избитого футболиста? В-третьих, почему ФК "Краснодар" выгораживает тех, кто бил его футболиста?!
Потрясающий по своей интеллигентной эмоциональности и обоснованности материал назывался "Молчать нельзя говорить" начинался словами: "Я так обескуражен историей со Спартаком Гогниевым, что чувствую необходимость высказаться". Далее позвольте привести такую цитату: "…Меня удивило другое - реакция футбольного клуба "Краснодар" на это дичайшее событие. Точнее, отсутствие адекватной реакции. Узнав о происшедшем, я первым делом зашел на сайт "Краснодара" (кажется, впервые) - в надежде прочитать там подробности и узнать, заведено ли уже уголовное дело. Никаких официальных комментариев там не было. Поначалу это казалось нормальным: наверняка руководителям клуба пока некогда давать комментарии даже своей пресс-службе, нужно требовать ответа с организаторов матча и в тоже время как-то отбиваться от их давления. Представители "Краснодара" молчали целые сутки - и теперь это выглядело заботой о здоровье футболистов и сотрудников клуба, по-прежнему находившихся в Грозном. Ну ничего: вернутся домой и тогда расскажут, что произошло.
Но когда "Краснодар" разместил на официальном сайте эту ахинею, названную "Совместным заявлением клубов", я был не то что удивлен, а просто шокирован наповал. Особенно с учетом того, что пострадавшей стороной был ФК "Краснодар", а не кто-нибудь еще. "Краснодар" - это же финансово стабильная и независимая команда! Как ОНИ могут молчать?"
Александр Вишневский далее говорит о своих симпатиях к руководству клуба, который финансируется частным порядком, содержит огромную собственную ДЮСШ на 1000 детей, не играет в нечестные игры. Но при этом задается вопросом - отдал бы он своего ребенка в клуб, который не защищает своего футболиста.
Поэтому Вишневский обратился не к чиновникам, и тем более не к совести принимающей стороны, а к Сергею Галицкому, миллиардеру, владельцу "Краснодара" и огромной торговой сети: "…То, что сделали сотрудники "Краснодара" (не под дулом пистолета же они заявление подписывали?) - это хуже, чем договорной матч. Это выглядит как скрепленная подписью договоренность о сдаче своего человека, а не просто какого-то там матча. Если предприятие не может защитить своего сотрудника, а цинично замалчивает тему избиения, то относиться с уважением к такой фирме невозможно. И ни один работник потом не станет настоящим патриотом своей фирмы. Тем более, если таким предприятием оказывается футбольный клуб.
Но еще не поздно все исправить.
Сергей Галицкий, я обращаюсь к вам. Удалите с сайта клуба это позорное заявление, позвольте вашим сотрудникам рассказать правду о том, что происходило в Грозном, и защитите Спартака Гогниева. Я хочу верить в российский футбол. Я хочу с чистым сердцем отдавать своих детей в российский футбол. Может быть - в вашу футбольную академию, как одну из лучших. Но я никогда не отдам детей в тот футбольный клуб, который позволяет безнаказанно избивать своих футболистов".
Конечно, зря репортер полез в эту историю со своими поисками правды. Уж больно он оторвался от реальности со своей испанской "Примерой".
Да только, к удивлению и счастью, сработало. К моменту выхода статьи "Молчать нельзя говорить" в первой половине дня в воскресенье, собравшей более 500 комментариев, в интернете не было ни одного видео инцидента, ни одной фотографии, ни одного вменяемого комментария клуба и СМИ. Официальные лица молчали, за исключением испонительного директора РФПЛ Сергея Чебана, который попросил подождать, "пока разберутся".
А я уверен, что именно ЭТА статья взяла за живое Сергея Галицкого. И спустя несколько часов появилось и официальное заявление "Краснодара", где он потребовал от КДК РФС разобраться в инциденте, и комментарий Гогниева, и его диагноз, и наконец, многочисленные высказывания в СМИ. Утверждаю об этом, ибо сам связывался с людьми из окружения владельца клуба, и видел их реакцию на статью.
Я рад за владельца, и за Гогниева. Однако меня совсем больше не интересуют люди, которые позорно пытались замолчать инцидент. Одни позволяют, чтобы такое регулярно происходило, другие боятся принять мужское решение, третьи - и эти хуже всех - сдают своих.
Я знаю Спартака Гогниева. Он неплохой человек, неплохой футболист. Он сам написал о том, что является адекватным человеком, и понимает, что можно, а что нельзя делать и на футбольном поле, и на Кавказе, так как сам кавказец. Будучи капитаном в том матче, довольно нервном, он завелся, получил две желтых и был удален, стал возмущаться, размахивать руками, толкаться. Что, никто не видел никогда такой картины в футбольных матчах? За это обычно в матчах Лиги чемпионов и на чемпионатах мира ломают нос и ребра? Очевидно, что игра вышла из-под контроля судьи, ведь гости вели 3:0, очевидно, что завелись и люди на трибунах.
Да вот только совсем недавно в Румынии в матче "Петролул" - "Стяуа" выбежавший на поле болельщик хозяев сломал челюсть защитнику гостей и сразу отправился в тюрьму. А стадиону, не обеспечившему безопасность футболистов, дали запретный "бан" на ближайшие 6 матчей и оштрафовали на сотни тысяч евро.
Ну что ж, ржавое колесо правды все-таки провернуто, заявление в КДК отослано. И опять ему придется принимать то самое судьбоносное решение, которое не было принято ранее. Но самое главное, что рядового Райана, то бишь избитого и скорее всего оболганного Спартака Гогниева, спасли.
P.S.
В 2003 году я, будучи корреспондентом РИА Новости, уже спасал "рядового" от неприятностей, и даже написал по этому поводу вот эту заметку:
"Драка с участием футболистов ЦСКА и сотрудников ОМОНа произошла в воскресенье вечером после матча чемпионата России между армейцами и самарскими "Крыльями Советов".
У восточной трибуны стадиона "Динамо" после окончания матча между братом игрока ЦСКА и молодежной сборной Спартака Гогниева и сотрудниками правоохранительных органов по неизвестной причине разгорелся конфликт. Сам игрок ЦСКА попытался защитить брата от задержания. В ответ сотрудники ОМОН решили задержать Спартака Гогниева, используя силовые методы. В результате между братьями, сопровождающими их лицами и работниками милиции завязалась масштабная драка, к которой присоединились болельщики ЦСКА, а также вратарь команды и национальной сборной России Вениамин Мандрыкин и защитник клуба и национальной сборной России Василий Березуцкий.
Изначально работникам ОМОНа удалось затолкнуть братьев Гогниевых в автомобиль милиции, однако после вмешательства болельщиков, игроков команды и сотрудников службы безопасности ЦСКА они были отпущены".