Александр Пироженко,
директор развития партнерской сети Агентства стратегических инициатив
Вы пришли в АСИ из Минэкономразвития. Какие задачи будете решать?
- Проблемы во взаимодействии государства и среднего бизнеса достаточно очевидны. Наладить диалог из министерского кресла сложно. Так или иначе, бытует не очень позитивный имидж чиновника государственной службы в глазах людей из реального бизнеса. У каждого предпринимателя есть своя, зачастую не самая радостная история взаимоотношений с госслужащими.
Перед Агентством сегодня стоят очень сложные задачи - наладить этот диалог, вовлечь предпринимателей из среднего бизнеса в систему принятия решений, которые касаются лично их и бизнес-климата в целом. По моему глубокому убеждению, шансы на успех на 90% зависят от того, как сработает команда Агентства. Это большая доля ответственности.
Команда Агентства имеет хороший потенциал и способность решить эти задачи, хотя скепсиса вокруг АСИ предостаточно. Все это нас только мобилизует и стимулирует. В этом есть драйв, который ощущается у руководителей Агентства и других наших коллег. АСИ - новый формат: это не орган власти, но и не совсем обычная общественная организация. При этом механизмы данного института так или иначе уже были опробованы в других странах и показали свою эффективность в решении довольно непростых даже в теории взаимоотношений бизнеса и власти.
- Когда можно будет ожидать первых результатов?
- Надо признать, что быстро растопить лед, который образовался за продолжительное время, не удастся. В связи с этим стоит напомнить название нашей структуры - Агентство стратегических инициатив. Стратегия - это дело не двух дней, а предполагает длительную и системную, последовательную работу. Мы к этому готовы.
- Стратегия предполагает и тактику...
- Никакая стратегия не может быть реализована без тактики. В тактическом смысле мы замотивированы на конкретные решения конкретных проблем конкретных предпринимателей. И мы этого не стесняемся. Чем больше у нас будет историй успеха в этом смысле, тем быстрее мы сможем добиться результата в главном - реальном улучшении инвестиционного климата.
- Что входит в вашу компетенцию?
- Прежде всего создание партнерской сети и ее развитие. Для этого мы сейчас выстраиваем взаимоотношения с региональными властями и региональным бизнесом, а также с лидерами социальной сферы.
Инструменты будут разные для решения этой задачи. Например, с будущего года мы планируем начать образовательную программу тренингов для руководителей экономических блоков регионов, вице-губернаторов и министров экономики. Пригласим не только российских и зарубежных экспертов, но и представителей органов власти других стран, которые поделятся не только своим опытом, но и расскажут о совершенных ошибках, проблемах. Формат тренингов предложен впервые в практике обучения чиновников, хотя активно используется в бизнес-сфере.
- Международным сотрудничеством планируете заниматься?
- Да, мы начинаем плотно заниматься международными взаимоотношениями Агентства, цель которых - изучение и адаптация международной практики для наших условий, прежде всего на региональном уровне.
Это и опыт развития территорий, и механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Конечно, параллели проводить с какими-то конкретными странами сложно. Но за рубежом есть организации, схожие с Агентством, которые работают довольно эффективно по решению вопросов именно в сфере бизнеса, например в США, Великобритании, Польше, в Украине. Есть чему у них поучиться, как в части механизмов, так и в части организации работы. И мы планируем для себя это изучить и почерпнуть информацию для регионов. Практики построения систем, которые стимулируют регионы и приводят к эффективному решению привлечения инвестиций, есть и, к сожалению, незнакомы в деталях нашим руководителям в регионах. Практику надо не только донести, но в адаптированном виде рекомендовать как руководство к действию. Это будут рекомендации Наблюдательного совета, дополняющие стандарт деятельности региональных администраций по улучшению инвестиционного климата, который мы недавно подготовили. Этот живой документ мы будем дополнять лучшими наработками как из регионов, так и зарубежными практиками. Есть очень интересные практики, которые реально работают и приносят хорошие, ощутимые результаты в виде инвестиций, новых рабочих мест. Есть чему поучиться у коллег.
- Вам придется работать с министерствами?
- Конечно. И с федеральными, и с региональными. Мы будем выстраивать работу и с министерством экономического развития, и с министерством регионального развития, минфином с тем, чтобы работать в одной связке и достичь целей, которые стоят перед АСИ. И надо сказать, что отношение к нам в федеральных органах власти самое благожелательное, я бы сказал, партнерское. С одними ведомствами мы уже подписали соглашения, с другими готовим.
- Стратегические инициативы АСИ коснутся дотационных регионов?
- Дотационность или реципиентность региона критерием для нас не является. Главное - желание региональных властей улучшать бизнес-климат, выстраивать нормальный диалог с предпринимателями, потенциальными инвесторами, и реальные успехи регионов в этом.
Например, Калуга была дотационным регионом и пока им остается, а по динамике иностранных инвестиций это один из регионов-лидеров в стране.
- Какой будет первый шаг?
- Первый шаг мы уже сделали. Совместно с основным нашим контрагентом "Деловой Россией" подготовили основные положения Стандарта деятельности региональных властей по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Это совершенно конкретные, понятные пункты, довольно доступные для любого регионального руководителя. В течение месяца с экспертами пилотных регионов будем доводить этот документ до ума, довольно подробно пропишем, что стоит за каждым пунктом. Например, расскажем, что за требование создать агентство территорий, какое это агентство, чем оно должно заниматься. Обсудим деятельность, порядок формирования Советов по улучшению инвестиционного климата. Далее в течение двух-трех месяцев будем апробировать стандарты в регионах-пилотах, поймем, где надо подкорректировать. К весне подойдем к Стандарту, который можно рекомендовать для реализации во всех российских регионах. "Деловая Россия" нам поможет работать с теми регионами, которые захотят присоединиться к программе апробации данного Стандарта.
Мы хотели бы, чтобы данный документ был впоследствии распространен на все регионы. Но здесь необходимо подчеркнуть, что соответствие практики деятельности администрации региона Стандарту - только минимальные требования, нужны еще очень серьезные усилия с их стороны.
- Как будут стимулироваться регионы?
- Предполагаются финансовые стимулы при внедрении Стандарта. Также планируем разработать рейтинг регионов, который бы однозначно показывал успехи регионов по улучшению инвестиционного климата. Наша задача - дать нужные рекомендации и тем самым упростить местным властям работу.
- Каким образом АСИ будет представлено в регионах?
- Мы будем открывать региональные офисы, заключать партнерские соглашения с объединениями предпринимателей и лидеров в других сферах. Должен сразу оговориться, что мы пока не планируем открывать во всех субъектах РФ, речь идет примерно о десятке офисов в регионах. Для начала нам нужно видеть готовность власти сотрудничать не столько с нами, сколько с лидерами среднего бизнеса, теми, кто уже реализует негосударственные проекты, инициативы.
Второе условие для открытия представительств - более-менее сформулированный запрос, из которого будет понятно, что хотят от нас потенциальные клиенты - средний бизнес и региональные власти. То есть увидеть должные усилия и понимание, желание сотрудничать. Усилия должны быть равные, как со стороны власти, так и со стороны бизнеса. Я убежден, что если не будет активной позиции всех заинтересованных сторон, ситуация не изменится. Поэтому создавать какие-либо структуры надо только в условиях наличия потребности в поддержке, а не для "галочки".
Мы вместе со стейкхолдерами, то есть заинтересованными лицами, должны выработать функционал наших представительств. Есть несколько вариантов.
Первое, что нас интересует - внедрение Стандарта. Я уверен, что это интересует и местный бизнес, и потенциальных инвесторов. Представительство в регионе может выполнять роль проектного офиса или консультанта для региональной администрации.
Второе. Помощь региональным властям во взаимодействии с представителями федеральных органов власти на территории. Не секрет, что эти подчас проблемные взаимоотношения часто бывают костью в горле региональных властей при реализации своей инвестиционной политики. Я имею в виду согласования, которые надо получать у санитарно-эпидемиологической службы, пожарных, Ростехнадзора, строительного надзора и т. д.
Отстаиваемые ими нормы подчас не очень современные, но должны быть во что бы то ни стало соблюдены. И это бывает серьезным барьером на пути инвестиций. Мы же готовы поднимать и обсуждать конкретные вопросы, которые возникают на территориях при взаимодействии с органами федеральной власти. Для этого мы сейчас заключаем соглашения с широким кругом федеральных ведомств.
Третье. Помощь лидерам в "упаковке" инициатив, которые они выносят на федеральный или региональный уровень.