Минтранс настаивает на обнулении налога на добавленную стоимость (НДС) при продаже авиабилетов на рейсы внутри России. Также министерство намерено лишать лицензии авиакомпании, которые за сезон задержали 10 процентов своих рейсов более чем на два часа.
Документ по допуску к авиабизнесу выставлен для обсуждения на сайте минэкономразвития. Лишиться права летать на регулярных маршрутах, в случае принятия этого документа, могут и те компании, в парке которых менее десяти самолетов. Им придется переходить на чартеры.
Вчера об обнулении НДС глава минтранса Игорь Левитин заявил в Новосибирске. Корреспондент "РГ" попыталась выяснить, снизятся при этом цены на билеты и на сколько.
Левитин напомнил, что страны Евросоюза НДС с проданных на внутренние авиарейсы билетов не взимают. Не берут 18 процентов НДС и с наших перевозчиков при полетах за рубеж, согласно международным правилам. Поэтому здесь влиять на цену билета, манипулируя НДС, нельзя. Но и внутри России сразу сбить цену не получится. По словам руководителя аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, эффект может быть заметен в лучшем случае через полгода не раньше. И не на все 18 процентов.
Согласно существующим в России правилам, при обнулении перевозчики все равно должны заплатить НДС, но потом им его возместят. Если перевозчики сразу снизят цены, то потеряют немалую часть средств на операционные расходы. К тому же, например, по данным за 2010 год, авиакомпании на внутренних рейсах в среднем работали с отрицательной рентабельностью в 9,5 процента. Если обнулить НДС, прогнозирует эксперт, то перевозчики могут дотянуть до нулевой рентабельности. И в целом по рынку скинуть цену билетов в среднем не более чем на 5 процентов, подсчитал Пантелеев. Это один вариант развития событий.
При этом нельзя не принимать в расчет увеличение расходов перевозчиков на авиакеросин, цены на который продолжают расти. Те, кто летает на рейсах длительностью 2-3 часа и более, даже с учетом обновления парка, тратят в структуре расходов на топливо 26-30 процентов. На дальнемагистральных рейсах еще больше, подчеркнул Пантелеев. При этом топливо уже подорожало на 40 процентов, что увеличило издержки перевозчиков на 12 процентов. Поэтому обнуление НДС будет очень кстати, чтобы компенсировать рост стоимости топлива, считает эксперт. То есть возможен вариант, что цены на билеты не упадут, но и расти не будут.
В свою очередь директор департамента минтранса Владимир Тасун напомнил "РГ", что просчитать обнуление НДС минтрансу поручило правительство. Минэкономразвития согласилось с таким подходом. Но минфин не одобрил, ведь бюджет может лишиться 30 миллиардов рублей. Так что Левитин призвал к осторожности в этом вопросе и выразил опасения, что после снятия НДС для авиации этого же могут потребовать операторы общественного и пригородного железнодорожного транспорта. В любом случае, источник в минтрансе считает, что ожидать обнуления НДС для авиации можно только с 2013 года, когда будет рассчитываться новый бюджет.
Тем временем
Минтранс также детально прописал требования по лицензированию пассажирских перевозок на воде. Проект документа есть на сайте минэкономразвития.
Капитан судна должен иметь стаж работы хотя бы в качестве старпома не менее пяти лет. А сам экипаж подготовлен для работы именно на пассажирском судне. С пассажирами компания обязана заключать договор страхования его жизни и здоровья. В России намерены вести сводный реестр лицензий, и грубым нарушителям правил туда дорога будет закрыта, считают эксперты.
Читать проект поправок в постановление о лицензировании перевозок воздушным транспортом
Читать проект постановления о лицензировании перевозок морским и внутренним водным транспортом