Обеспечивать транспортную безопасность могут поручить частным или ведомственным охранным структурам. Причем с передачей им весьма широких полномочий - вплоть до проведения досмотра багажа пассажиров.
В Главном управлении на транспорте МВД России корреспонденту "Российской газеты" сообщили, что в правительство направлен проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности".
Законопроект предусматривает значительное повышение роли в организации безопасности самих предприятий, занимающихся перевозками. Предполагается, что за счет этих предприятий будут созданы собственные подразделения транспортной безопасности. Главная их функция - не только смотреть за общим порядком на перронах, залах ожидания и привокзальных территориях, но и проведение досмотра. Например, таким подразделением транспортной безопасности может стать ЧОП "РЖД Охрана", сотрудники которого уже участвуют на входном контроле в вокзальные комплексы. Но если предлагаемые МВД поправки будут приняты, чоповцы смогут проводить досмотры на входах самостоятельно. По сути, законопроект может вывести статус частных охранных структур на принципиально новый статус. До сих пор к почти миллионной и неплохо вооруженной армии ЧОПов в народе относятся как к необходимому злу . Мол, и полицию по-настоящему не заменят, и служат орудием рейдерских захватов. Да и защищают только олигархов, а то и всяких "авторитетных" бизнесменов. Хотя в МВД на ЧОПы возлагают немалые надежды. Известно, что частных охранников включают в полицейские группы немедленного реагирования, используют для охраны массовых мероприятий. Даже предполагают передавать под их контроль объекты, безопасность которых обеспечивает вневедомственная охрана. И вот теперь им могут поручить самостоятельный досмотр пассажиров на входах.
Разумеется, эта неприятная процедура не должна превратиться в самодеятельность частных охранников. Предполагается, что они будут проводить безконтактный досмотр, а если гражданин откажется расстегнуть сумку или вывернуть карманы, досмотр проведет полицейский. Поэтому законопроект предполагает, что правила проведения досмотра физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей будут разрабатываться министерством транспорта, МВД и ФСБ. Причем эти правила могут учитывать специфику каждого конкретного вида транспорта.
Например, о введении стопроцентного досмотра пассажиров на железнодорожном транспорте, как в аэропортах, речь пока не идет. Нет технической и физической возможности организовать такую проверку для ежедневного многочисленного потока пассажиров пригородных электричек. Сейчас проверки в метро и на вокзалах проводятся выборочно. Полицейский подходит к человеку, который выpвал у него сомнения, и осматривает его вещи в том числе и с помощью специальной аппаратуры. Все занимает несколько минут.
Но, по мнению разработчиков законопроекта, стопроцентный досмотр возможно ввести, например, при посадке на высокоскоростные поезда типа "Сапсан".
Так, с апреля уже работает пилотный проект бесконтактного досмотра пассажиров высокоскоростных поездов и их багажа на Ленинградском вокзале Москвы и Московском вокзале Санкт-Петербурга. Для этого в специальных досмотровых павильонах установлено современное оборудование, которое за считаные секунды "просвечивает" вещи и одежду человека и мгновенно выявляет оружие и взрывчатку.
Что важно, в законопроекте предлагается при отказе пассажира от досмотра не допускать его в так называемую зону транспортной безопасности и считать договор перевозки расторгнутым. То есть такой отказник, невзирая на купленный билет, никуда не поедет, не полетит и не поплывет.
Справка "РГ"
Транспортная полиция обслуживает 16 железных дорог, 10 морских и 25 речных пароходств. В зоне контроля находятся 176 аэропортов, в том числе 72 международных, 72 морских и 128 речных портов.
Виктор Нилов, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России:
- "Российская газета" - это единственное издание, которое я читаю полностью, что называется "от корки до корки". Это газета, в которой печатаются законодательные акты, после опубликования они вступают в силу, к ним даются комментарии специалистов. Это тот редкий случай, когда газета не только преподносит информацию, но и в доступной форме ее разъясняет. Меня, как специалиста, больше интересует именно правовая полоса, то есть те материалы, в которых обсуждаются те или иные законы, постановления правительства и другие нормативные правовые акты. Сейчас на дорогах у нас процветает правовой нигилизм. Нужно общественное понимание того, что законы необходимо исполнять, и ваша газета объясняет своим читателям эту необходимость. Как только люди начнут понимать, что любое нарушение может закончиться тяжкими последствиями, что по их вине могут погибнуть люди, только тогда ситуация на дорогах изменится к лучшему.