07.11.2011 23:41
    Поделиться

    Законы ограничили права фармкомпаний информировать о новых препаратах

    Новые законы в сфере здравоохранения существенно ограничили фармкомпаниям возможность доводить до врачей информацию о своих новых препаратах. Конечно, когда врач чуть не треть своего рабочего времени тратит на общение с представителями компаний, это недопустимо. Но в то же время в стране нет государственной системы официального доведения новой информации до врачей.

    В прежние времена при всех главных аптечных управлениях были комитеты информации, в крупных больницах - кабинеты информации, провизоры-информаторы, которые доводили информацию о новых препаратах. Так что, с одной стороны, нельзя не сказать спасибо фармкомпаниям за информирование врачей. С другой стороны, произошел явный перекос, медпредставители буквально стояли в очередь в больницах и поликлиниках, и в ответ государство приняло ограничительные меры. Но вопрос о том, кто будет информировать врачей, остался открытым. Он никак не прописан и в только что принятом Законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Если система здравоохранения пойдет на полный запрет общения врачей с бизнесом, ничего хорошего не будет, это отбросит нас назад.

    Решать проблему можно на нескольких уровнях. Во-первых, в рамках системы повышения квалификации врачей. Во-вторых, главврач учреждения в нерабочее время может регулярно проводить информационные семинары с приглашением представителей нескольких компаний, чтобы не было лоббирования какой-то одной.

    Но у запрета есть и другая сторона. Теперь фармкомпании начали значительно больше сотрудничать с аптечными сетями, количество контрактов на продвижение новых препаратов за этот год резко выросло. Продвижение - это размещение рекламных материалов, промоакции, приоритетная выкладка товаров на аптечных полках и т.п. Несомненно, в соглашениях должен быть информационный компонент: доводить новую информацию о препаратах до провизоров и фармацевтов не менее важно, чем до врачей. Ведь по приказу минздравсоцразвития аптечный работник имеет право предлагать покупателям препараты-синонимы, информировать их о правилах, режиме, способе приема и др. Но важно, чтобы это ни в коем случае не были соглашения об увеличении продаж. Опасность я вижу в том, что аптечный бизнес по большей части принадлежит непрофессионалам, а они ориентированы не на социальную роль фармации, а на получение максимальной прибыли.

    Роза Ягудина, завкафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. Сеченова

    Поделиться