Уровень добычи на зрелых нефтяных месторождениях сокращается на 0,6% в год, таковы данные компании "ТНК-ВР Менеджмент". По прогнозам экспертов, падение добычи на разработанных месторождениях будет продолжаться. Чтобы сохранить добычу на высоком уровне, нужно внедрять новые технологии для добычи так называемых трудных углеводородов, которые не могут быть добыты традиционными методами, а также развивать новые месторождения в Восточной Сибири. По мнению игроков рынка, для реализации обоих направлений есть существенные препятствия.
"Хороших активов с достаточным запасом нефти на территории РФ осталось немного, - сокрушается вице-президент управления стратегии и управления портфелем инвестиций компании "ТНК-ВР Менеджмент" Павел Илясов. - Идет увеличение конкуренции за лучшие активы. Пока нет спроса на регионы Восточной Сибири из-за отсутствия там инфраструктуры, высокой неопределенности регуляторного режима и наличия труднодобываемых с геологической точки зрения запасов".
В 2009-2010 годах правительство обратило внимание на падение нефтедобычи, и, чтобы поддержать ее на достаточно высоком уровне, были предоставлены целевые льготы для разработки месторождений в Восточной Сибири. Положительный эффект имел и введенный правительством режим "60/66". Установление этой льготы позволило компаниям ускорить темпы разработки месторождений и обеспечить дополнительную добычу на период 2010-2016 годов. Положительный экономический эффект очевиден не только для нефтяных компаний, но и для государства. По оценкам экспертов, в течение десяти лет государство сможет получить дополнительную прибыль от разработки месторождений в размере 6 млрд рублей.
Однако некоторые игроки рынка говорят о том, что эффект от режима "60/66" продлится всего пару лет.
"Режим "60/66" окажет экономический эффект на новые месторождения, но этот эффект будет фактически потерян за счет роста тарифов и других расходных составляющих, - уверен Павел Илясов. - Поэтому за период в два-три года мы рассчитываем на снижение ставки до 50-55%, что позволит дополнительно стимулировать на 3-4 года развитие месторождений и постепенно перейти к налогу на прибыль".
Но только лишь налоговых льгот для развития новых месторождений недостаточно. Существенной мерой, по мнению нефтедобытчиков, может стать создание альянсов нефтегазовых компаний и государства для того, чтобы вкладывать совместные средства в разработку месторождений. Также игроки нефтяного рынка ждут от государства поддержки в сфере развития новых технологий в нефтедобыче.
"В США около 12% нефти добывается с применением термических технологий, а в России ничего подобного нет, - считает директор энергетического центра "Сколково" Григорий Выгон. - Та добыча, которая есть сейчас, это в основном геолого-технические мероприятия, химическое воздействие на обрабатываемую зону и т.д. Все это не приводит к увеличению коэффициента извлечения нефти. Есть ряд пилотных проектов по разработке вязкой нефти, Баженовской сыпи и т.д. Но, чтобы эти проекты были успешны в рамках всей страны, чтобы их можно было широко распространить, необходимы определенные меры стимулирования развития технологий со стороны государства".
Еще одна проблема в том, что стратегические документы, регулирующие нефтяную отрасль, по мнению игроков нефтяного рынка, между собой практически не связаны. К тому же отсутствует стратегия долгосрочного развития отрасли.
"То, что мы планируем развитие топливно-энергетической отрасли до 2020-2025 года, это позор, - возмущается Григорий Выгон. - Если вы возьмете любую западную компанию, то увидите, что в своей стратегии развития она смотрит на 20-30 лет вперед. Если мы тоже не начнем смотреть на 30-40 лет вперед, мы не сможем поставить правильных стратегических целей. К тому же все, что у нас прописано в геологических стратегиях, не имеет отношения к тому, что происходит на самом деле. Геологической разведкой занимаются совсем не так, как в нашей стратегии прописано. Есть риск, что генеральная схема также будет оторвана от реальности. Отчасти это связано с тем, что размыты полномочия по разным министерствам. Кроме того, стратегические документы должны подкрепляться практическими мероприятиями и изменением законодательства".
Еще одной проблемой при управлении отраслью, по мнению экспертов, является крайне низкое качество информации, которой оперируют органы государственной власти. По словам нефтедобытчиков, государство практически не знает о реальном уровне затрат, о запасах и об уровне добычи. Нефтедобывающие компании озабочены тем, что наличие некачественной информации может подтолкнуть государство к принятию неэффективных решений.
"Если мы хотим эффективно управлять, то мы должны иметь эффективную картину того, что происходит, - считает Григорий Выгон. - В отношении эффективности управления недрами и эффективности управления нефтедобычей в принципе все инструменты есть. Государство проводит региональную политику, дает лицензии, компании проводят поисковые работы, открывают запасы. Но единой цепочки от регионального этапа до контроля за разработкой месторождения на сегодняшний день нет, и эффективность работы государства в этом плане оценить крайне сложно. А без оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти работать сложно".