В Сибири нашли управу на "черных лесорубов"

О масштабах нелегальной заготовки леса в Красноярском крае даже правоохранительные органы имеют весьма приблизительное представление. Но все сходятся на том, что она составляет от 5 до 10 % от общего оборота лесной отрасли страны. 18 октября в крае вступил в силу Закон "Об организации пунктов приема и отгрузки древесины...", который, по мнению разработчиков, должен существенно снизить эту цифру, а в перспективе - поставить проч ный заслон деятельности "черных лесорубов".

Площадь лесов Красноярского края - 168,1 млн гектаров, при этом запасы промышленной древесины оцениваются в 14,4 млрд кубометров, что составляет 18% от общероссийских. Почти 88% лесов составляют деревья ценных хвойных пород. Несмотря на то что в регионе ежегодно увеличивается объем переработки леса и снижается экспорт "кругляка", налоговая отдача от отрасли крайне низкая. При годовом обороте лесопромышленного комплекса региона более 65 млрд рублей налогами в областной бюджет поступает не более 3 млрд.

- Пять лет велась работа по контролю за незаконным оборотом древесины на территории Красноярского края, - говорит министр природных ресурсов и лесного комплекса региона Елена Вавилова. - Ущерб от незаконной рубки только за восемь месяцев 2010 года составил около 270 млн рублей.

По словам министра, закон разрабатывался краевым правительством совместно с сотрудниками ОВД и таможни. По новому закону пункты приема и отгрузки древесины (тупики) подлежат обязательной постановке на учет органом исполнительной власти края, о чем им будет выдано специальное свидетельство. Принимаемая и отгружаемая древесина в соответствии с законом подлежит обязательному учету и должна быть занесена в книгу учета приемо-сдаточных актов; приемо-сдаточные акты; журнал регистрации отгружаемой древесины.

Руководитель службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Юлия Воронова отмечает, что теперь в Закон края "Об административных правонарушениях" вносится новая статья N 4 и N 5, которая устанавливает штрафные санкции за нарушение Закона "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края". Для юридических лиц санкции составляют от 300 до 500 тысяч рублей, для физических лиц - от 4-5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 40 до 50 тысяч рублей.

- Проверку мы начнем с 1 декабря, до этого срока все документы должны быть уже оформлены, - говорит Воронова, - все собранные материалы будут переданы в правоохранительные органы...

Председатель Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев согласен с тем, что необходимость в таком законе назрела давно: "черные лесорубы" не только наносят вред тайге и снижают налогооблагаемую базу, но и демпингуют, создавая проблемы тем, кто ведет бизнес честно. Но, по мнению Дзидзоева, разработчики закона спешат:

- Закон принят 30 июня, а вступил в силу уже в октябре. Это слишком маленький срок. Надо учитывать специфику региона: в этой сфере работают много представителей малого и среднего бизнеса, причем работают в таежной глубинке. Я знаю, что многие ребята еле сводят концы с концами - самим разобраться в хитросплетениях закона им трудно, нанимать юристов накладно. Мы просили у властей полгода, чтобы дать нам возможность подучить лесозаготовителей оформлять необходимую документацию. Увы, далеко не всех успели охватить. Боюсь, что на первых порах пострадает много честных бизнесменов. Штрафы закон предусматривает нешуточные, и многие мелкие заготовители могут просто оказаться на грани разорения. Вызывает вопрос и другой момент - кто будет контролировать исполнение закона, есть ли уверенность, что это будут люди, досконально изучившие суть вопроса? На мой взгляд, в ближайшее время суды различных инстанций будут завалены исками. Кто захочет просто так отдавать штраф в полмиллиона?