Верховный суд России готовит важный документ: как возвращать моральные и материальные долги жертвам следственных ошибок.
Вчера пленум Верховного суда России обсудил проект постановления, объясняющий людям в мантиях, как понимать и применять нормы реабилитации. В частности, предлагается прояснить, кому положено возвращать честное имя с компенсацией.
В проекте говорится, что под реабилитацию могут попадать не только невинно осужденные, но и обвиняемые и подозреваемые, чьи дела были закрыты за отсутствием состава преступления и тому подобным основаниям.
Не обязательно сидеть в тюрьме, чтобы получить компенсацию от казны - достаточно уже того, что имя человека опорочили.
Ежегодно из-за ошибок правоохранителей казна выплачивает сотни миллионов рублей. Как сообщил вчера судья Верховного суда России Николай Тимошин, только за последние полтора года было выплачено 450 миллионов рублей в качестве возмещения имущественного ущерба и порядка 620 миллионов рублей моральной компенсации реабилитированным за незаконное уголовное преследование.
Всего, по данным судов, в прошлом году было реабилитировано более 2600 лиц, за первые шесть месяцев текущего года - 1925 человек.
Кто-то напрасно сидел в тюрьме, кого-то просто держали под статьей, зачастую, ославляя на весь белый свет. А потом выяснилось, что человек ни при чем, ошибочка вышла. Но ему от этого не легче, нахлебался бедолага тюремной баланды досыта.
По словам Николая Тимошина, вопросам реабилитации в Уголовно-процессуальном кодексе посвящена только одна глава, которая содержит не только неясности, но и противоречия. А вопрос между тем актуальный - речь идет о гарантиях защиты конституционных прав и свобод человека.
В проекте отмечается, что вред от напрасного преследования надо возмещать независимо от того, доказана вина конкретных лиц или нет. Человек, который стал жертвой следственной или судебной ошибки, и вовсе не должен ничего доказывать, ему должны выплатить компенсацию просто потому, что он не виновен.
Отдельный вопрос, кто должен извиняться за ошибки следствия. Прокуроры предлагают освободить их от этой неприятной обязанности.
Заместитель Генпрокурора России Сабир Кехлеров напомнил на на пленуме, что следствие сегодня отделено от прокуратуры.
- Если дело прекращают на стадии предварительного следствия, почему прокурор должен приносить извинения? - заметил Сабир Кехлеров. - У прокуратуры сегодня реальных рычагов воздействия на следствие нет. Поэтому пусть извиняются те, кто принял решение о возбуждении и прекращении уголовного дела.
Но это вопрос к законодателям. Заместитель Генпрокурора сообщил, что уже готовятся соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.
Также Верховный суд России полагает, что право на реабилитацию имеют не только люди, с которых обвинения сняты, как говорится подчистую.
Если дело прекращено лишь частично - обвиняемый тоже сможет претендовать на компенсацию. Например, человека обвиняли в убийстве и краже, но осудили только за кражу. Уголовное дело по убийству же прекратили за отсутствием состава преступления. Значит, за необоснованные обвинения в убийстве человека надо реабилитировать.
Другое дело, что если обвинения просто переквалифицировали или снизили (например, действия человека переквалифицированы с умышленного убийства на убийство при превышении самообороны), то реабилитация не положена.
Еще один важный момент: не предусмотрена реабилитация для людей, которых "всего лишь" незаконно подвергли приводу. Также не реабилитируют и юридические лица - фирмы, компании и т.п. Однако если правоохранители нанесли людям и компаниям материальный вред, все убытки надо компенсировать.