Заполярные энергосбытовые компании предлагают создавать в Мурманской области крупные управляющие компании и расчетные центры с долевым участием муниципалитетов и областных властей.
Однако эксперты опасаются, что такие меры могут сделать недостижимой главную цель нынешних реформ ЖКХ - воспитать активных собственников жилья.
Нарастающие проблемы в сфере ЖКХ региона обсуждались недавно на заседании правительства Мурманской области под руководством Николая Винниченко. Прежде всего, это касается ситуации с долгами за коммунальные ресурсы. Сегодня долги всей Мурманской области только энергосбытовым компаниям в сфере теплоснабжения составляют 2,5 миллиарда рублей, притом что регион является энергоизбыточным, а мощности Кольской атомной электростанции загружены не полностью. Особенно много проблем связано с работой муниципальных электрокотельных. За энергию, потребленную ими, местные чиновники расплачиваться не спешат. И отключить их невозможно, поскольку в этом случае без коммунальных ресурсов останутся добросовестно оплачивающие их граждане.
- Прокуратура заставляет нас включать электрокотельные, - говорят представители энергетических компаний. - Затем муниципалитеты, пройдя отопительный сезон, сознательно банкротят теплоснабжающие предприятия и "дарят" нам долги. Платежи за потребленную электроэнергию составляют около 10 процентов от выставляемых счетов. Иными словами, налицо скрытое субсидирование всего населения Мурманской области за наш счет.
По мнению энергосбытовиков, сегодняшнюю ситуацию в сфере ЖКХ региона можно обозначить словами "полный развал". Если не начать его устранять, то могут возникнуть новые долговые миллиарды, взыскать которые практически невозможно. Поэтому было предложено создать единый расчетный центр, который подчинялся бы только областной администрации и обеспечивал полную прозрачность всех расчетов за потребляемые ресурсы. При этом муниципалитеты должны отвечать конкретно за все управляющие компании, количество которых следует уменьшить, потому что сегодня очень многие из этих предприятий приходят на рынок ЖКХ зачастую с одной целью - воровать деньги. Их руководство порой "рисует" себе зарплаты в 100-200 тысяч рублей в месяц. Как только будет расчетный центр, 80 процентов управляющих компаний уйдут, считают энергетики. И в этот момент муниципалитеты должны создать реально действующие на благо жильцов управляющие компании. При этом местные власти должны иметь долю в уставном капитале УК. Тогда за коммунальные долги можно будет спрашивать непосредственно с мэров.
Николай Винниченко поддержал предложение энергосбытовиков.
- Что касается создания единого расчетного центра, то в России есть подобный позитивный опыт, например в Тюмени, - отметил он. - Там создали аналогичный центр и обеспечили прозрачность расчетов. Долевое участие в нем принимает областное правительство, оно контролирует работу центра с помощью пакета акций.
В свою очередь, губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко отметил, что создать единый расчетный центр не представляет сложности ни в техническом, ни в организационном плане. Проблема в другом: как заставить управляющие компании работать с подобными расчетными центрами. Пока действенного инструмента для этого нет. По словам губернатора, он обратился к заместителю председателя Госдумы Валерию Язеву с просьбой рассмотреть вопрос о законодательной инициативе, которая позволила бы этот вопрос решить.
Однако эксперты считают, что силовой передел рынка ЖКХ в пользу муниципальных управляющих компаний и крупных расчетных центров - это регресс. Он сведет на нет попытку воспитать активных собственников жилья и привлечь в жилищно-коммунальное хозяйство частные инвестиции. А ведь именно это является главным смыслом обновленного Жилищного кодекса и всех попыток реформ в этой отрасли за последние три-четыре года.
- Предложение энергетиков полностью исключает возможность участия представителей малого бизнеса в управлении многоквартирными домами, - считает председатель правления Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области Юрий Дунин. - Вместе с нечистыми на руку предпринимателями пострадают те предприятия, которые добросовестно исполняют свои обязанности перед жильцами. А такие управляющие компании в регионе есть.
Коммунальщиков удивило и то, что ни энергетики, ни кто-либо другой из участников заседания не сказали ни слова в поддержку товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Многие из объединений жильцов действуют уже много лет и достигли таких успехов в управлении жилыми домами, какие не снились ни одной управляющей компании. Как правило, эффективные ТСЖ и ЖСК не имеют никаких проблем в расчетах с поставщиками энергоресурсов. "Прозрачность" этих расчетов не требует экспертных оценок - она видна невооруженным глазом. Приведя в порядок внутридомовые сети, установив современное оборудование, многие товарищества и кооперативы еще несколько лет назад добились не только идеального качества жилищных услуг, но и снижения квартплаты для жильцов. В частности, мурманский жилищно-строительный кооператив ЖСК-25 еще в 2007 году установил новый тепловой пункт с теплообменником, приборами учета и возможностью регулировки подачи теплоносителя. Итог: плата за отопление в этом доме на следующий год составила 18,28 рубля в месяц с квадратного метра. Тогда как их соседи, клиенты управляющих компаний с долевым участием муниципалитета, платили 29,54 рубля с квадратного метра. Об этом сообщили в некоммерческом партнерстве "Паритет", объединяющем десятки ТСЖ и ЖСК Мурманской области.
Впрочем, полпред не считает, что создание единых расчетных центров и управляющих компаний с участием муниципалитетов - возврат в дореформенное прошлое.
- Расчетные центры - это структуры, которые могут создаваться при участии государства, но в то же время иметь частную составляющую, - заверил он. - Иначе говоря, это государственно-частные партнерства. Главное, чтобы государство обеспечивало эффективный контроль за их работой.
Увы, возможность "эффективного государственного контроля" за расчетами в ЖКХ тоже вызывает у экспертов сомнения. Расчетные центры, контролируемые чиновниками, грешили "перераспределением" собранной с жильцов квартплаты не в пользу поставщиков энергоресурсов.
Яркий пример - работа муниципального предприятия "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр" (МРИВЦ), которое занимается расчетом квартплаты. В ноябре 2009 года на заседании горсовета Мурманска директор предприятия Владимир Дмитриев сообщил, что в июле МРИВЦ выдал два краткосрочных кредита. Первый на сумму 15 миллионов рублей получил комбинат школьного питания. Еще 35 миллионов ушли муниципальному центру по обслуживанию ветеранов и инвалидов. При этом на заседании было отмечено, что собственная прибыль МРИВЦ гораздо меньше 50 миллионов. Депутаты предположили, что эти кредиты расчетный центр выдавал за счет средств мурманчан, выплаченных ими за жилье. Руководство МРИВЦ с этим предположением не согласилось. Окончательного ответа на вопрос, откуда взялись эти 50 миллионов, нет до сих пор.
Еще один пример контроля со стороны муниципальных властей за управляющими компаниями. В прошлом году администрация Североморска инициировала в городе заочные общие собрания жильцов, на которых они должны были проголосовать по вопросу повышения тарифа на содержание и текущий ремонт жилья. Мэрия направила горожанам заказные письма о том, что до 15 июня 2010 года им следует заполнить и доставить листки голосования в компанию "Североморскжилкомхоз", которая обслуживает городской жилфонд. Однако эти письма североморцы получили только 18 июня. Тем не менее городских чиновников этот факт не смутил. Общие собрания были признаны состоявшимися, и тариф благополучно повысили.
Подобные явления понемногу убеждают северян-квартировладельцев в том, что об их жилищно-коммунальном благе не будет заботиться никто, кроме их самих. У граждан проснулся интерес к коммунальному самоуправлению - они начали изучать жилищное законодательство, бороться за свои права, создавать ТСЖ. Навязывание расчетных центров и муниципальных УК может эту инициативу убить. Безусловно, контроль за работой коммунальщиков со стороны власти нужен. Но силовое внедрение в рынок ЖКХ структур с государственным участием проблему не решит.
В Калининграде городские власти дали карт-бланш в сфере ЖКХ управляющим компаниям и товариществам собственников жилья. Сегодня в областном центре 6776 домов находятся на обслуживании 94 частных управляющих компаний, что составляет 82 процента, и создано 1554 ТСЖ - 24 процента от имеющегося жилищного фонда областного центра.
Как рассказал "РГ" главный специалист жилищного управления муниципалитета Юрий Корольчук, чтобы принять участие в программе Фонда содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, калининградцы проявили необычайную активность - стали создавать товарищества собственников жилья и выбирать управленцев. Причина в том, что от этого зависело, попадут ли они в число счастливчиков, которым государство оплатит львиную долю затрат на капитальный ремонт. Особенно это касается жильцов старых немецких домов довоенной постройки и "хрущевок". Муниципалитет отпустил в самостоятельное "плавание" бывшие свои учреждения, передав им бразды управления жилищным и коммунальным сектором. В результате индикативные показатели были выполнены и перевыполнены. Сейчас в процесс создания товариществ активно включились садовые и гаражные кооперативы.
В Псковской области на сайте прокуратуры появится специальный портал, где будет аккумулироваться информация о расходовании средств Фонда реформирования ЖКХ и регионального бюджета. Как сообщили "Российской газете" в надзорном ведомстве, коммунальный раздел сайта областной прокуратуры начнет свою работу через одну-две недели. Зайдя на портал, каждый житель Псковской области сможет узнать, на какие нужды ЖКХ выделяются средства федерального фонда и областной казны, кто и в каком объеме должен эти деньги потратить, когда следует ожидать результата. Раньше предполагалось, что контролирующие функции будут исполнять владельцы квартир, многие из которых предпочли не загружать себя коммунальной волокитой и не знать, как расходуются средства частными управляющими компаниями. В результате миллионы рублей переходили на счета управляющих компаний буквально под "честное слово". Теперь ситуация изменится. В идеале новый портал должен стать инструментом общественного контроля расходования коммунальных дотаций в Псковской области. Специальная система комментариев и обращений позволит всем посетителям сайта информировать сотрудников прокуратуры о нарушениях, которые допускаются в сфере ЖКХ, в режиме онлайн.
В Ленинградской области еще в 2004 году занялись созданием управляющих компаний в сфере ЖКХ с участием области и муниципалитетов. Правительство создало рабочую группу по разработке схемы создания управляющей компании Ленобласти в сфере водо-, газоснабжения, канализации. За основу была взята схема, когда 100 процентов акций принадлежат Ленобласти, а имущество муниципальных предприятий ЖКХ сдается в аренду.
Так, в 2010 году ЛОЭСК провела дополнительную эмиссию акций, в ходе которой доля правительства Ленобласти снизилась с 37,9 до 24,9 процента, и приступила к консолидации муниципальных сетевых активов Ленинградской области. А в этом году было принято решение о продаже областью контрольного пакета акций ОАО "Ленинградские областные коммунальные системы". Продать 74 процента акций, по некоторым данным, приходится из-за изношенности сетей. Ожидается, что приток частного капитала поможет изменить ситуацию. При этом за областью останется блокирующий пакет - 25 процентов и одна акция. До этого регион являлся единоличным собственником предприятия.