08.11.2011 23:51
    Поделиться

    Минобороны купит 65 самолетов Як-130

    Контракт о закупках будет подписан в ближайшие две недели. Об этом в Иркутске заявил главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.

    Минобороны давно присматривалось к новому "Яку". Военные не скрывали, что самолет им нравится. Дело в том, что летные училища фактически потеряли реактивные учебные самолеты. Самыми массовыми были чехословацкие L-39 "Альбатрос". Но их давно не выпускают, к тому же они морально устарели.

    В ОКБ им. А.С. Яковлева еще в 1990-х годах завершили проектирование учебного Як-130. Но тогда у страны не было денег на обновление воздушного парка даже в части дешевых учебных самолетов. Затем и фирма "Яковлев" фактически сошла на нет. Однако идея создания самолета для подготовки боевых летчиков не умерла. Самолет не просто довели до кондиции, а придали ему новые свойства. Сейчас "летающая парта" Як-130 - это не только машина для обучения, но и легкий штурмовик. По мнению летчиков, получился почти идеальный вариант.

    За счет внедрения новейшего обучающего комплекса, Як-130 может использоваться для подготовки пилотов всех современных истребителей, в том числе иностранных. Имеется возможность обучения пилотированию даже истребителей пятого поколения: американских F-22 и F-35, а также российского ПАК ФА. Не меняя привычной машины, курсанты могут практически отрабатывать боевые ракетно-пушечные стрельбы и бомбометание. А в случае необходимости, этот учебный самолет может использоваться и чисто в военных целях там, где применение тяжелых боевых истребителей и штурмовиков нецелесообразно.

    Естественно, такая многофункциональность несколько удорожила стоимость самолета. Это и тормозило принятия решения о заключении контракта. Теперь все разногласия сняты.

    Как сказал первый замминистра обороны Александр Сухоруков, в течение всего года минобороны проводило консультации по цене самолета. "В итоге, - по словам Сухорукова, которые цитирует "Интерфакс", - достигнута договоренность о закупке самолетов по средневзвешенной цене 444 миллиона рублей за машину".

    Выпускать Як-130 будет авиастроительная корпорация, находящаяся в Иркутске, которую и посетил главком ВВС. Целью его визита было знакомство с техническим состоянием предприятия и качеством подготовки серийного производства "летающих парт".

    Александр Зелин увиденным остался доволен. В частности, он сказал, что проблем с выполнением госзаказа по учебно-боевым самолетам не будет, и в России нет другого предприятия, которое могло бы так качественно изготавливать Як-130.

    Президент корпорации Алексей Федоров оценил скорое подписание контракта как историческое событие. Он отметил, что "почти 20 лет мы не поставляли самолеты нашим ВВС, хотя за эти годы сотни самолетов были изготовлены и отправлены для зарубежных заказчиков".

    Кстати, первая партия Як-130 для России - тоже будет из тех, что готовились отправить за рубеж. Это шесть самолетов, которые мы должны были поставить в Ливию.

    Ранее сообщалось, что потребности ВВС в учебно-боевых истребителях оцениваются в 250 единиц. В настоящее время заключены экспортные контракты на поставки Як-130 в Алжир, Вьетнам и Сирию.

    Досье "РГ"

    Летно-технические характеристики Як-130:

    Экипаж: 1-2 человека, длина - 11,49 м, размах крыла - 9,84 м, высота 4,76 м, максимальная взлетная масса - 10290 кг.

    Максимальная скорость -1060 км/час, дальность полета - 2000 км, потолок - 12500 км.

    Вооружение: стрелково-пушечное - контейнеры с двумя пушками калибра 23 мм; управляемые ракеты воздух-воздух Р-73 и Р-77; неуправляемые ракеты С-8 (в блоках Б8М-1); корректируемые им обычные авиабомбы.

    Боевая нагрузка - 3000 кг.

    Поделиться