"РГ" попыталась разобраться, почему очередной "горячей точкой" еврозоны стала именно Италия и чем грозит европейский "пожар" России.
Мир привык жить взаймы. Кредиты на неотложные нужды берут уже не только люди или отдельные компании. Деньги, причем в огромных количествах, занимают государства, и это уже никого не удивляет. Но вот парадокс: Япония, чей госдолг, по прогнозу Международного валютного фонда к концу 2011 года достигнет 233,1 процента ВВП, ситуацией ничуть не обеспокоена. А Италия или, к примеру, Греция, которые назанимали меньше, наоборот, идут ко дну. Эксперты делают вывод: причина не только в государственных долгах. "Для страны, у которой большой долг проблема появляется не в тот момент, когда он становится какого-то специального размера, а тогда, когда рынки начинают сомневаться, что она способна его обслуживать", - поясняет профессор Российской экономической школы Константин Сонин.
Масла в огонь добавляют рыночные спекулянты, которые пытаются заработать на слабых мира сего, находя брешь в их обороне. И сейчас их цель - третья по величине экономика еврозоны.
"Италия живет с большими долгами не один десяток лет, - комментирует завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. - С начала 1990 годов соотношение госдолга к ВВП в этой стране превышает 100 процентов. Но до этого особых проблем не возникало. Кредитный рейтинг Италии оставался стабильно высоким в зоне "А", перебоев с финансированием госдолга не было. ВВП на душу населения в Италии и сейчас в два с лишним раза выше, чем в России, продолжительность жизни - больше 80 лет. Безработица (8%) ниже, чем в США, и в два раза меньше, чем в Греции. Бюджетный дефицит - всего лишь 4 процента ВВП".
Однако у экономики Италии, по словам эксперта, есть уязвимые места, свойственные большинству развитых стран. Это постоянно отрицательный торговый баланс, низкие темпы роста экономики, крошечные валютные резервы. Накопленный "жирок" и высокий госдолг плюс уже давно запущенные в оборот слухи об отставке премьера Сильвио Берлускони привели к тому, что Италия была выбрана в качестве новой жертвы финансовых спекуляций. Игроки на рынке почувствовали слабину и не преминули этим воспользоваться, сыграв на понижение итальянских облигаций. Доходность по ним в начале этой недели достигла "дьявольской" цифры в 6,66 процента, а вчера добралась до критических 7 процентов.
"Процентные ставки, по которым инвесторы согласны давать Италии в долг, слишком высоки для того, чтобы страна могла самостоятельно поддерживать уровень долга в 120 процентов ВВП, - констатирует Константин Сонин. - Но Италия, в отличие от Греции, слишком большая страна, чтобы ее можно было спасать за счет денег Германии и Франции".
И все-таки эксперты уверены, что Италия не пойдет на дно.
"Долг страны в основном долгосрочный, его средний срок - восемь лет. А самые высокие риски - по бумагам со сроком до одного года. Но они составляют лишь 10 процентов всего долгового портфеля Италии. - отмечает Яков Миркин. - Для подстраховки есть Европейский центральный банк, Европейский фонд финансовой стабильности, правительства других стран".
Кризис в Европе далек от завершения. Следующий "пожар" может вспыхнуть в Испании. "Там большие долги, проблемы с банковской системой и рекордный уровень безработицы - больше 20 процентов трудоспособного населения", - напоминает профессор Парижской высшей школы социальный наук Жак Сапир.
Чего же ждать от европейского кризиса России?
"Наша экономика очень уязвима к финансовым инфекциям. Рыночные шоки с заграничной "пропиской" у нас повторяются в двукратном размере. Падение на рынке акций может обернуться бегством капитала, давлением на рубль, снижением его курса, вспышками инфляции, - прогнозирует Яков Миркин. - А в России в этом году было отмечено четвертое по величине снижение фондовых индексов после Греции, Украины и Казахстана". Финансовый аналитик Сергей Думченко отмечает, что из-за кризиса в еврозоне отечественная банковская система уже столкнулась с дефицитом ликвидности. "Это вынудило Центробанк заявить о том, что он готов играть роль кредитора последней инстанции. Сейчас даже обсуждается возможность возвращения к беззалоговому кредитованию. Это серьезный звоночек. По сути, российские монетарные власти готовятся к кризису", - делает вывод Думченко.