Межсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило проект документа "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви". Согласно нему скоро нельзя будет прийти в храм и сразу креститься: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. 2-3 беседы должны будут пройти все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет. Новые. Пока только готовящиеся правила, их смысл и значение мы обсуждаем с известным богословом протодиаконом Андреем Кураевым.
РГ: 20 постсоветских лет Церковь жила "с открытыми вратами". В советское время человек, пожелавший креститься , допускался к крещению сразу. Поскольку религия была гонима, само желание креститься требовало личного мужества и было, как правило, нравственно и духовно обеспеченным выбором.
Диакон Андрей Кураев: Мне кажется, не надо идеализировать тех, кто крестился в советский период. Изрядная часть делала это из соображений суеверных, кто-то таким образом искал свою национальную идентичность, кто-то крестился под давлением старших поколений своих родных, кто-то по настоянию нянек и кормилиц, говоривших: я с "нехристем" сидеть не буду.
РГ: Но для многих это становилось потом дорого...
Кураев: Далеко не для всех. И не надо идеализировать отношение батюшек той поры к крестящимся. Многие из священников были очень рады, что от них не требуется никакого рассказа об их вере. А иногда складывалось такое впечатление, что священники были просто не в состоянии это рассказать. В те времена в нескольких западно-украинских селах священничество стало "отхожим промыслом". Сотни парубков разъезжались по всему Советскому Союзу священниками и, служа где-нибудь в Архангельской области, по-русски говорили с большим акцентом. В советское время были идеологически и психологически комфортные условия для священников. Когда кончились репрессии лишь за то, что ты называешься священником или христианином, советское время стало очень комфортным временем для ленивых батюшек. Репрессиям в поздние советские времена подвергались только те, кто сопрягал рассказы о древних библейских историях с современной жизнью и политикой. Да были священники вроде отцов Александра Меня или Димитрия Дудко, для которых учение было их стихией, но было немало и таких, чье сердце совершенно не скорбело от того, что они не могли рассказать людям о Христе и Евангелии и подготовить их к Крещению. Учить внутри Церкви - это требует поиска, творчества, и далеко не все к этому готовы, и не всем это нравится
Изрядная часть священников послевоенной формации просто не имело никакого профессионального образования, ну может 1 из 10 -семинарское, и не более того. Еще когда Петр I заставил священников "учиться и учить", это далеко не всем понравилось. А когда советская власть это запретила, стало намного "комфортнее".
РГ: И вот при входе в Церковь ставится некий "фильтр". С одной стороны ясно, что это надо сделать, потому что люди могут приходить креститься и по поверхностным мотивам и с минимальными обязательствами, но с другой стороны есть и опасения
Кураев: Решение Патриарха ввести катехизацию при крещении встречает огромное сопротивление. Но именно в поповской среде, а не в кругах нецерковных. И потому что беседы с людьми это дело не доходное, за это не платят. И потому что здесь ты не можешь спрятаться за великие святые слова. Ведь когда я служу по служебнику, я произношу великие слова, не мною придуманные, а созданные гениальными святыми как Иоанн Златоуст. И интеллектуальная и духовная убогость произносящего эти слова "прячется" за ними. А живое собеседование с людьми может это обнаружить.
РГ: Вы уверены, что введение катехизаторских бесед обнаружит и обличит убожество? А если оно добавит ему торжества? У меня, как у человека 20 лет ходящего в церковь, есть опасение, что это, может, наоборот, нарастить церковную бюрократию. У человека душа просится к Богу, а его встречает молодой парень в 2 раза моложе, не такой образованный и опытный (и бытийно, и психологически), но в 7 раз самоувереннее, но он мгновенно, по русской традиции, становится в излюбленную позу цензора и начальника "от Бога". И будет с молодой сытой самоуверенностью спрашивать обожженного горем или запутавшегося в жизни человека: "А что значит "паки и паки"?"
Кураев: Я думаю, что это тот случай, когда риски и опасности ( а вы их правильно перечислили, и еще далеко не все) высоки. Но если не делать этого, риски будут еще больше. Когда священник говорит человеку: прежде чем креститься вам надо прийти на беседу 2-3 раза, а может быть и больше ( мы еще точно не знаем, какой будет форма катехизации), здесь уже возможен некий отсев. Если ты, собираясь быть христианином, не готов ради этого прийти и послушать о Христе, значит ты профанируешь Таинство. Значит на самом деле ты неверующий человек, твое сердце не тоскует о Христе и не желает за него ничего претерпеть. Это уже сам по себе неплохой фильтр, и не на проверку библейской эрудиции, а на установку воли человека.
РГ: Не будут ли "эксперты" смешны и слабы?
Кураев: Ну, надо их готовить. Ситуация такая: надо перед Церковью поставить задачу, Патриарх ее ставит. Ну нельзя готовить священников только исправления служб. В церкви за последнее время появилось немалое количество более образованной молодежи, у них нет призвания идти по пути священства, но служить - вере, людям - они хотят. И вот есть два вида служения, которые предлагает Церковь и Патриарх. Первое - милосердное, второе - катехизаторское.
РГ: И туда набьются выпускники катехизаторских факультетов богословских вузов?
Кураев: Думаю, да. Для них это и вопрос обретения себя. Знаете, бывает очень больно слышать людей, получивших в былые годы богословское образование, но оказавшихся невостребованными в структурах, которые сложились в предыдущие годы.
РГ: Но все-таки самое главное, что происходит с человеком внутри его веры и Церкви, это - покаяние, метанойя, изменение ума. Не будут ли люди, идущие в Церковь креститься как раз с самым драгоценным - вот с этим зерном покаяния - спотыкаться об этот порог? Очень интересны те задачи, которые ставит перед Церковью Патриарх Кирилл, но масштаб задач не должен лишать нас трезвости взгляда. Всякое наращивание институциональности в русской культуре, в том числе и православной не поставит ли под угрозу самое главное - внутреннего человека?
Кураев: Любой пастырь или Собор скажет, что есть правило и оно должно быть предъявлено и Церкви и обществу. Есть евангельское установление, Христос сказал: учите и крестите. Но, естественно, при этом все понимают, что могут быть исключительные ситуации. Они могут быть и внутренними, психологическими. Если пастырь поймет, что вот этот человек сегодня днем стоял перед выбором "или в купель или под поезд?", ну, конечно, тут не до катехизации. Если он увидит, что этого человека раньше миссионера Ангел коснулся, и в нем уже проснулся Алеша Карамазов, и его не надо тащить через все формальности, то тогда " Вот вода, что мешает мне креститься?" - как сказал апостолу один африканский вельможа.
В случае жизненных сложностей, а также случаев, когда человек уходит в армию, уезжает в длительную зарубежную командировку, могут быть исключения. Естественно, все эти исключения будут проговорены во время обсуждения правил. Но если священник решает, что вот этому человеку сейчас он разрешает креститься без катехизации, мне кажется, он все-таки должен подать епископу объяснительную записку, в которой он бы объяснил свою интуицию и свое решение. Не знаю, примет ли такое решение Собор, но мне бы хотелось, чтобы Собор составил список исключений из правил обязательной катехизации. И чтобы этот перечень был гласным и "закрытым", не в смысле секретным, а по возможности исчерпанным. Чтобы, глядя в него, не сказали: "Аще настоятель будет уставший, то крестим без катехизации".
РГ: За этими правилами скрывается желание поправить церковные нравы?
Кураев: Много чего скрывается. Но самое главное появится катехизация и появится сознательное членство в Церкви.
РГ: Количество крестящихся уменьшится?
Кураев: Конечно! Уменьшатся и доходы. Это важно, и церковь идет на такую жертву. Сейчас многие обвиняют Церковь в том, что она охотится за деньгами, но вот вам решение, которое уменьшит доходы. Но что это может дать в будущем? Другое пребывание в церкви - более сознательное. И тогда появится надежда на возрождение общинной жизни. Как я понимаю, патриарх Кирилл ставит задачу построить властную вертикаль среди епископов. Но при этом и " понуждается демократия" снизу. Я очень надеюсь, что результатом такого сознательного членства в Церкви станет поименное членство в приходах.
РГ: То есть, я не смогу зайти в любой храм, опаздывая на службу после встречи Патриарха с Президентом, а должна обязательно ехать в " свой"?!
Кураев: Нет, можете идти в любой, никто вас не выгонит. Но у вас появятся полномочия в том храме, прихожанкой которого вы официально являетесь. Вы сможете принять реальное участие в выборе церковного совета, вы будете выбирать депутатов на епархиальное собрание, на Поместный Собор.
РГ: Надеюсь, это будет не по месту прописки?
Кураев: Это будет по месту вашей "духовной прописки". Какой храм вы считаете своим, тот и будет вашим храмом. Правда, Межсоборное присутствие еще ничего определенного по этому поводу не говорило, но, как я понимаю, логика должна быть такой. Потому что пока у нас нет такого поименного фиксированного членства в приходе, любые попытки собрать серьезный Собор с участием мирян превращается в некую профанацию. Летом мы это наблюдали на Украине, когда неожиданно за одну неделю был собран … Поместный Собор.
Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения. Недопустимо совершения таинства Крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.
1. В церкви должны проводиться огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;
2. беседы с лицами, желающими вступить в брак;
3. занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
4. библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
5. работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
6. духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
7. вестись разработка и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
Необходимыми условиями для совершения таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.
Конечной целью оглашения является воцерковление - вхождение новопросвещенного в Церковь как тело Христово (1 Кор. 12:27) и народ святой (1 Пет. 2:9).
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.
Оглашение должно, по возможности, включать в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения:
• Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
• После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
Возвращению таинству Крещения его исконного места в литургической жизни Церкви способствует, в частности, торжественное совершение Крещения, полным погружением, накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников.
Что по новым правилам должны знать родители и крестные родители, если крестится ребенок до 12 лет?
При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии.
Что лучше взять с собой на крестины?
• Крестик для крещаемого
• Документы
• Простыню или большое полотенце
• Крестильную рубашку для крещаемого
• Особый настрой души на то, что происходит что-то важное
Проект документа "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви"
С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви".
В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия, портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии.
Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения.
Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения - Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям.
Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней.
В центре этого научения - Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.
Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, а также в творениях святых отцов и древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении:
• 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: "Крещаемым должно изучати веру".
• 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придаёт ему общецерковный характер: "Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере".
• 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: "В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися".
• 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать "присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков", определяя при этом и образ их оглашения: "и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их".
О том же говорил и святитель Василий Великий: "Вера и крещение - суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою" ("О Святом Духе", глава 12).
Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование.
Катехизация - это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви.
Религиозное образование - это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию как Божественному Откровению, к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.
Настоящий документ, основываясь на Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви.
I. Организация просветительского служения Церкви
Просветительское служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
I.1. Просветительская работа на общецерковном уровне
На общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию.
Синодальный отдел:
1. вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
2. обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;
3. осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;
4. контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;
5. контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;
6. осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
7. проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио-видео материалов для использования в Русской Православной Церкви;
8. организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.
I.2. Просветительская работа на епархиальном уровне
Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.
Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник):
1. определяет методологию и формы проведения огласительных бесед и бесед перед таинством Венчания;
2. курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
3. курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
4. проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
5. осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
6. взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
7. проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
8. организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.
В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.
I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне
На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.
Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:
1. осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;
2. осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;
3. осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;
4. помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. I.4;
5. организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;
6. проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;
7. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного.
Помощник благочинного регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.
I.4. Просветительская работа на приходском уровне
На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую штатную единицу. Решение о возможности или невозможности принимает приходской совет во главе с настоятелем по согласованию с благочинным и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником).
Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.
По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом, деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.
Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.
Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.
Приходской катехизатор организует и/или самостоятельно проводит:
8. огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;
9. беседы с лицами, желающими вступить в брак;
10. занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
11. библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
12. работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
13. духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
14. разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
Приходской катехизатор:
1. осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);
2. по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;
3. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
4. регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
II. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви
II.1. Оглашение
Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения. Недопустимо совершения таинства Крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.
Необходимыми условиями для совершения таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.
Конечной целью оглашения является воцерковление - вхождение новопросвещенного в Церковь как тело Христово (1 Кор. 12:27) и народ святой (1 Пет. 2:9).
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.
Оглашение должно, по возможности, включать в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения:
• Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
• После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии.
Возвращению таинству Крещения его исконного места в литургической жизни Церкви способствует, в частности, торжественное совершение Крещения, полным погружением, накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников.
II.2. Духовное просвещение крещеных людей
Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.
В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.
Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению таинств и обрядов Православной Церкви.
В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.
Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.
Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.
Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.
Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.
Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.
Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.
По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.
Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.
Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.
* * *
Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает разумное служение (Рим. 12:1) Богу и учит всякого человека поклоняться Ему в духе и истине (Ин. 4:24). Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8), Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6) для людей всех времён, культур и народов. И сегодня, как прежде, Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать служение слова (Деян. 6:4), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.