11.11.2011 17:00
    Поделиться

    Театр С.А.Д. поставил "Аркадию" Тома Стоппарда

    Спектакль "Аркадия" по пьесе Тома Стоппарда в великолепном переводе Ольги Варшавер играют в Москве очень редко. Зато - в настоящем саду, в Аптекарском огороде на Проспекте Мира. Через стекло с маленьким зрительным залом - оранжерея, в ней - настоящие орхидеи, и тоже происходит действие.

    Театр так и называется С.А.Д. - Содружество Артистов Драмы. Он молодой, но уже расцветает. Все артисты также молоды и хороши собой, и каждый из них притягивает по-своему. И режиссер Ирина Пахомова молода. И продюсер Кирилл Рубцов - он же исполнитель одной из главных ролей - профессора по имени Бернард Солоуэй. Интересно - сколько лет маленькой черепашке, которая тоже играет в этом спектакле?

    Заинтриговала? Нарисовала красивую картинку? Недостатки у спектакля тоже есть. Их, по большому счету, два. Первый - спектакль длинный, совсем не для сегодняшних зрителей, многие из которых предпочитают короткие зрелища - полтора часа максимум, как фильм в кинотеатре. Но для меня лично это скорее достоинство. Во-первых, потому что Стоппарда коротко не поставишь (вспоминаем "Берег Утопии" в РАМТе - три вечера, каждый по 2 часа 30 минут). Во-вторых, потому что полностью затягивает в свою атмосферу, из которой не хочется выбираться. В-третьих, потому что не нудный и не пошлый, несмотря на то, что любовная тема постоянно в центре внимания.

    Второй недостаток - отсутствие актерской сыгранности. Видимо из-за того, что играют не так часто. Но и тут я бы поспорила сама с собой  - зато нет механического отношения к "насмерть" заученным словам и безликости играемых чувств. Да и штампов маловато, поскольку приходится постоянно импровизировать, припоминая текст. А текст-то лучше не забывать - он, как музыка, которую хочется слушать и слушать (это помимо того, что в спектакле звучит Моцарт). И чувствуют текст в пьесе лучше женщины, чем мужчины - тут их природная интуиция играет свою роль. Екатерина Крамзина, которая играет 13-летнюю, а потом 16-летнюю девочку - Томасину, совершающую открытия в любви, а попутно в науке, в своей игре передает всю смятение и гениальность детства. Об этом на самом деле и пьеса - о гениальности в жизни и в любви. От Анастасии Миляевой, что играет ее мать леди Крум, невозможно оторвать взгляд - настолько необычны ее внешность и игра, и странно даже подумать, что она в своей жизни могла бы выбрать другую профессию и не стать актрисой. К тому же она выглядит настоящей англичанкой. Каждый взгляд, жест, мимика, манера держаться    Марии Аврамковой - писательница Ханна Джарвис - напротив интернациональны, и, даже если бы она исполняла свою роль без слов - ее бы поняли на любом континенте.

    Что до мужской игры - очень смешной и характерный Ренат Кадыров в роли поэта Эзры Чейтера. Трогательно неземной ученый Валентайн Каверли получился у Алексея Паничева. Но в центре внимания другие (и что-то в них есть от Моцарта и Сальери) -  умница и красавец Септимус Ходж - домашний учитель Томасины, чувства которого постоянно берут верх над разумом (Павел Афонькин) и... лорд Байрон. Да-да, именно Байрона играет Кирилл Рубцов, хотя его персонажа и зовут совсем по другому. Сексуальный, темпераментный профессор, поэт в своем деле, для которого вовсе не столь важна истинная суть вещей и подлинные чувства людей. Весь свой текст, написанный в прозе, актер читает как стихи. С таким же чувством и вдохновением. Вдохновенна и режиссерская работа. В ней также видится внутренняя поэзия - словно Ирина Пахомова не ставила спектакль, а писала свою поэму по мотивам пьесы Стоппарда или сочиняла музыку, или рисовала картину, или выращивала необычную орхидею... А, может быть, все вместе...

    Слоган (так сейчас принято говорить) этого театра - "Все - в С.А.Д." Почему бы и нет? Играют по понедельникам - в связи с занятостью в остальные дни Кирилла Рубцова в мюзикле "Звуки музыки". Ближайшая дата - 14 ноября.

    Поделиться