Новости

13.11.2011 13:12
Рубрика: Власть

Там, за Кольцом…

Предвыборная гонка докатилась до регионов визитами политиков, деньгами, полномочиями и законами

Загадочным образом меняется зрение настоящего политика в сезон выборов.

Вот как обычно называют провинцию, регион, субъект федерации?

"Территория".

Это самое любимое слово как у чиновников, дотянувших до категории "А", так и у тех их них, кто еще пытается дотянуться до этой заветной буквы. Обычно "территорией" называют все просторы Российской Федерации за третьим транспортным кольцом Москвы. 

А люди, живущие там, называются: "население". Удивительно, ни слово "граждане", ни "россияне", ни "наши соотечественники" не прижилось так, как население - термин, просочившийся в нашу жизнь из статистических категорий.

Депутаты Госдумы или кандидаты в депутаты не сильно отличаются в своей терминологии в своей обыденной жизни. Однако все последние две недели, включив телевизор, в агитационных роликах политических партий обнаруживается, что все-таки политики видят в нас людей: врачей, пенсионеров, предпринимателей. А когда кандидаты в депутаты Госдумы появляются на телеэкранах, они стараются говорить предельно конкретно, чтобы "зацепить" каждого слушающего в эту минутку избирателя ну хоть чем-нибудь важным лично для него.

И это объяснимо, настоящая политическая жизнь требует подчас серьезного мозгового штурма. Вот что такое, например, затеянное с подачи Дмитрия Медведева перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами, звучащее так сложно?

- Еще не так давно за полномочия государства перед людьми отвечали все три уровня власти: федеральный, региональный, местный, - объясняет зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. - А когда отвечают трое, значит, не отвечает никто. Разграничение полномочий практически завершено. Но совершенно очевидно, что власть для людей - это не только Кремль, не только то, что находится в пределах Садового кольца. Но власть - это также те, кто отключил воду в Сибири зимой. Или тот, кто не заасфальтировал дорогу, не сделал песочницу для детей. При этом власть, которая этого не сделала, далеко не всегда в этом виновата: у нее просто нет денег на это.

Вот, например, ремонт двора у вашей многоэтажки - это не просто таджики перекопали асфальт и не пройти, не проехать. Нет, это сначала подготовили программу, потом провели ее через Думу, затем из столицы мониторят ее исполнение. Абсурдность ситуации на днях критиковал и Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Хабаровск в минувшую пятницу.

"В начале 2000-х годов мы работали, чтобы централизовать бюджет и это решение было правильным для того времени, - считает председатель Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, - мы вынуждены были забрать на федеральный уровень выплаты пособия по ребенку, потому что его не платили, чтобы переломить ситуацию. С 2006 года ситуация постепенно меняется, и мы видим возрастающую самодостаточность регионов, так что теперь централизованный бюджет приносит больше вреда, чем пользы. Перераспределение полномочий позволило бы регионам зарабатывать деньги самим и тратить их на свои программы".

Короче говоря, федеральный центр созрел для того, чтобы осторожно начать отдавать деньги в регионы. Сразу два человека в правительстве, вице-премьер Дмитрий Козак и полпред на Северном Кавказе Александр Хлопонин ищут, сколько власти можно передать, а главное, во что это обойдется. Возглавляемые ими рабочие группы должны представить президенту результат своей работы к 1 декабря, хотя, в общем, понятно, и член комитета Госдумы по образованию Сергей Неверов признал, что конкретно этой работой будут заниматься уже весной в следующей Думе (значит, с учетом всех сроков подготовки законодательных актов, первые подвижки появятся примерно с 1 января 2013 года). Считается, что 72 субъекта федерации - дотационные, но так ли это на самом деле? Брать на себя лишние полномочия без денег, то есть без соответствующих источников доходов, в регионах вовсе не рвутся.

По словам Макарова, необходимо внесение поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, благодаря которым регионы смогли бы не только сами устанавливать льготы (сейчас и этот вопрос жестко регламентирован кодексами), но и самим "устанавливать элементы налогообложения". Налог на недвижимость, по его мнению, может заменить налог на имущество и землю, учитывая, что уже подготовлен кадастр объектов недвижимости. "Тогда те, кто живут сегодня в обычных квартирах не просто не пострадают, у некоторых из них налоги снизятся, а вот налог на дорогую недвижимость может стать очень серьезным подспорьем, дать колоссальные возможности для региональных бюджетов и помочь установить социальную справедливость", - считает Андрей Макаров.

Тем временем, партийцы позабыли о Москве: они неустанно ездят по регионам. Журналистам рассылают  графики таких визитов: сперва предприятие, или школа, или больница, потом "круглый стол" с местной интеллигенцией, потом поход на рынок - или в магазин, иногда митинг. Но сейчас, за две с половиной недели до голосования митинги уже не так популярны: активисты заняты раскладкой листовок, нужно подготовить наблюдателей для дежурства на участках, да и избирателя нельзя слишком уж утомлять - вдруг разозлиться и захочет потратить только на себя драгоценные часы в день голосования 4 декабря? Конечно, когда нет федеральных выборах, то и Владимир Жириновский, и Сергей Миронов могут возглавить список в тот или иной местный парламент. При этом в каждой партии свои мотивы: одни жалуются, что если не будет федеральной "политзвезды" - список не зарегистрируют, другие заявляют, что в этом случае у них не будет проблем с агитацией в местных СМИ. В этом сезоне только Григорий Явлинский возглавил список на выборах в питерское заксобрание и даже дал обещание работать там и только там, хотя он еще и в первой "тройке" федерального списка своей партии.

Пока партбоссы федерального уровня "накручивают" на свой политический счетчик один километр за другим, избиркомы в тех 27 субъектах федерации, где решили сэкономить и одновременно с выборами в Госдуму будут голосовать за кандидатов в законодательные собрания субъектов федерации, оценивают свою местную политическую элиту. (Вообще совмещенных с 4 декабря местных и региональных выборов не будет только в шести "территориях"). 

Однако данные, опубликованные на сайте Центризбиркома, говорят о том, что свое собственное местное законодательство региональная политическая элита знает нетвердо. Выдвигалось 11 188 кандидатов, зарегистрировано было уже поменьше, хотя более 10 тысяч кандидатов. Но вот какая чудная картина выявилась, когда стали проверять сведения о доходах кандидатов: обнаружилось, что более всего фактов недостоверности в отношении представленных данных нашлось не в столице, не в Питере и не в Подмосковье; "лидирует", по данным ЦИК, Астраханская область - такие факты там выявлены у 118 кандидатов. Для сравнения: в Орловской области - в отношении 46 кандидатов, в Омской - в отношении четверых.

Понятно, что в год выборов политик прозревает и видит за "населением" человека, понятно, когда федеральная элита понимает, что не способна больше тащить этот воз без поддержки снизу и начинает видеть в региональных политиках не только докучливых просителей, но равных себе, однако совершенно невозможно понять, как это можно так упорно не видеть свои собственные доходы? Единственное возможное объяснение - эти кандидаты просто не предполагали, что их так доходы хорошо видны со стороны "населению территорий".

Власть Работа власти Регионы Выборы в Госдуму-2011 Партийная жизнь с Анной Закатновой