Пригородные компании будут пользоваться железной дорогой практически бесплатно. Это поможет перевозчикам сократить расходы. И даст возможность не повышать цены на билеты.
Сегодня РГ" публикует приказ Федеральной службы по тарифам о введении для пригородных компаний исключительного понижающего коэффициента за пользование железнодорожными путями.
Расплачиваться с РЖД перевозчики должны "оптом" по итогам года, льгота установлена с 1 января по 31 декабря. По всей видимости, такая возможность сохранится и в следующем году, поскольку в федеральном бюджете предусмотрены субсидии для поддержки пригородных компаний. В этом году РЖД получит их в размере 25 миллиардов рублей. Но уже с 2013 года за пригородные компании бюджет платить не будет, такое решение уже принято. Перевозчики к этому времени должны не только выйти на нулевую рентабельность, но и научиться работать с прибылью, не поднимая тарифы на проезд.
В принципе это возможно, считают эксперты. Пригородным компаниям предлагают развивать дополнительные услуги, например, продавать в электричках прессу, полезные мелочи, пирожки и прочее. А на длинных маршрутах - предоставлять доступ в Интернет. И, конечно, бороться с безбилетниками. Их сегодня от 30 до 50 процентов от общего числа пассажиров. Заставить "зайцев" платить можно с помощью абонентских билетов, по аналогии с метро, чем больше поездок, тем меньше тариф. На некоторых направлениях эта мера уже дала хороший результат. Еще один путь - оптимизировать расходы, повышая эффективность перевозок за счет технического перевооружения.
Но пока для наших пригородных компаний это не по карману. В любом случае без помощи региональных бюджетов не обойтись. В этом году местные власти должны были заложить 15 миллиардов рублей на поддержку пригорода. Но далеко не все это сделали. В итоге выделили только 5,37 миллиарда рублей, сообщили в РЖД. Хотя за девять месяцев пассажирооборот в пригородном сообщении увеличен на 3,8 процента, а в октябре прирост ускорен до 6 процентов. Однако, по прогнозам, убытки компаний в этом году составят как раз около 15 миллиардов рублей.
Железнодорожники предлагают как можно быстрее внести поправки в профильные законы, чтобы пригородные компании могли развиваться и выйти на рентабельный уровень. Речь идет, например, о том, чтобы включить такие перевозки в систему госзаказа. А по результатам года компенсировать часть затрат пригородных компаний из региональных бюджетов. Еще одно предложение - законодательно закрепить ответственность пассажиров перед перевозчиком за безбилетный проезд. Для этого потребуется внести изменения в Устав железнодорожного транспорта, которые предусматривают уплату "зайцами" штрафа перевозчику.