14.11.2011 23:30
    Поделиться

    Роберт Дауни-младший: Мы хотели сделать Шерлока Холмса эксцентричным

    Двадцать пятым, юбилейным лауреатом ежегодного приза Американской синематеки стал актер Роберт Дауни-младший.

    Этот приз,  наряду с призом американского Киноинститута, относится к высшим неконкурсным наградам индустрии - оба вручаются не за конкретные фильмы, а за вклад в киноискусство.

    Киноинститут награждает уже состоявшихся деятелей, Синематека - тех, у кого главные вершины еще впереди. В разные годы ее призы получали Мартин Скорсезе, Шон Коннери, Стивен Спилберг, Том Круз, Николас Кейдж, Николь Кидман, Джордж Клуни, Джулия Робертс, Мэтт Дэймон, но никто из лауреатов не вызывал столько разноречивых мнений, как Дауни-младший.

    С одной стороны, никто не сомневается, что он - из талантливейших актеров своего поколения. Дважды номинант "Оскара" - за роли в "Чаплине" и в "Солдатах неудачи", он в 1992 году уступил великому Аль Пачино  ("Запах женщины"), а в 2008 - посмертно награжденному за "Бетмэна" Хиту Леджеру.  Щедро осыпанный разнообразными наградами, он закрепился на самом верху "списка А" Голливуда.

    С другой стороны, десять лет назад редкий номер "Hollywood Reporter” или "Variety” обходился без свежей фотографии Дауни в тюремной робе. Едва выйдя из суда, реабилитационного центра, окружной тюрьмы, он опять арестовывался за вождение в нетрезвом состоянии, хранение и употребление наркотиков, хранение оружия. Как пошутила его подруга Дженифер Анистон: "Роберт никогда не позволял карьере встать на пути качественных наркотиков". Он оправдывался тем, что к наркотикам его пристрастил отец - известный режиссер малоизвестных фильмов Роберт Дауни-старший, угостивший наркотиками восьмилетнего сына.

    Все это, как говорится, в прошлом - уже десять лет Роберт, как принято говорить: "чист", но... конь леченый, что вор прощенный - риск есть всегда.

    Правление Синематеки решило, однако, что заслуги перевешивают буйное прошлое, и дало Дауни-младшему престижную награду. Я встретилась с Робертом сразу после церемонии в отеле "Беверли Хилтон".

    Российская газета: Роберт, вы в киноиндустрии с трехлетнего возраста и прекрасно знаете: публика создает для себя имидж актера и непроизвольно подгоняет под этот имидж все его актерские работы. Ваш имидж на протяжении долгих лет: мятущийся, неустроенный, внутренне трагичный, но талантливый человек, с трудом находящий место в жизни. И вдруг являются "Железный человек", абсолютно нетрадиционный Шерлок Холмс и чернокожий актер Кирк Лазарус в "Солдатах неудачи". Что это - смена маски?

    Роберт Дауни: Нисколько. Я бы сказал: наращивание инструментария.  Ни в одном из названных вами фильмов я не уходил от себя, а, наоборот, пытался добавить себе черты героев. Вот, скажем, Шерлок Холмс. Его сыграли, наверное, сотни актеров, а посмотрели многие миллионы зрителей. Там попасть в штамп было очень легко: вытянуть лицо, смотреть слегка свысока, разговаривать слегка отстраненно. Это уже наработано, это уже есть, это уже приносило успех. И это - неинтересно. Мы с Джудом Лоу решили пробиться к первоисточнику, что уже было смешно, так как сценарий фильма имеет очень мало общего с рассказами сэра Артура Конан-Дойла. Но... для викторианской Англии Холмс был не просто эксцентричен, а эксцентричен почти до сумасшествия: вкалывал себе наркотики, стрелял в комнате, изводил окружающих...  Сегодня же ни одна из его эксцентрических черт таковой не покажется: о наркотиках умолчу, стреляют все, кому ни попадя, изводят - еще больше…

    РГ: Простите, перебью. Джуд Лоу признался, что ваши с ним отношения носили какой-то магический характер, что он такого никогда не испытывал на съемочной площадке.Вы выдавали сто различных вариантов и щедро делились с ним своими имровизированными находками. Более того, вы вдохновляли его вести себя так же эксцентрично.

    Дауни: Спасибо ему, он меня тоже здорово подпитывал. Но продолжу. Надо было найти черты, которые покажутся эксцентричными нынешнему зрителю - избалованному погонями, пресыщенному расследованиями и слабо реагирующему на появление умных женщин. А ведь Ирен Адлер - неспетая песня Холмса, и Мэри Морстен - будущая жена Уотсона по уму были выше мужчин, что для той Англии выглядело почти непереносимым. Мы с Джудом - каждый по-своему - нашли черты, которые и отличают нас от других звездных пар.

    РГ: Если говорить о звездных исполнениях, то русский актер Василий Ливанов за исполнение роли Холмса был награжден Орденом Британской Империи, а Новая Зеландия выпустила юбилейную монету с его профилем. У вас...

    Дауни: У меня пока все гораздо скромнее - только "Золотой глобус". Может, после второго фильма! Мы такого там напридумывали! Называться он будет "Шерлок Холмс, или Игра теней" и выйдет на экраны уже в конце года. Первый фильм неожиданно собрал 524 миллиона долларов, и Гай Ричи очень надеется на успех  второго.

    РГ: Это ваша вторая франчайзная роль после Железного человека... 

    Дауни: Как это ни покажется странным, мне было очень интересно играть Железного Человека. Обычно персонажи комиксов - это действие и ничего, кроме действия. Мне же хотелось привнести в образ и человечность, и колебания, и страх, не утрачивая при этом супергероизма.

    РГ: У вас был большой вечер: имена друзей, поздравлявших вас, занимают квартал на голливудской Аллее Славы. Майкл Дуглас, Дженифер Анистон, Джейми Фокс, Джек Блэк, Гай Ричи… Но, конечно, особенно запоминается выход Мела Гибсона, вручившего вам приз, и львиная доля вашей благодарственной речи, посвященная тому же Гибсону. Он в последнее время - особенно после скандального развода с Оксаной Григорьевой и антисемитских реплик во время ареста - стал едва ли не парией в Голливуде. Джоди Фостер и вы прилагаете немало усилий к его  возвращению в индустрию.

    Дауни: И буду предпринимать, пока хватит сил. Он совершил крупные ошибки, и эти ошибки понимает, в них раскаивается. И я совершал ошибки - кто без греха, тому в нашей индустрии делать нечего. Так вот, когда мне было плохо, когда меня из производства выдавливали, когда я сам не верил своим обещаниям, кто мне пришел на помощь? Мел Гибсон! На вершине славы, успешный, прекрасно устроенный, он не просто выражал сочувствие, а за свои деньги купил страховку, которую требовали продюсеры фильма как условие приглашения меня на роль. Положил огромную сумму в качестве залога перед съемками "Поющего детектива", и когда я спросил, чем я могу ему отплатить, ответил: "Просто помоги следующему". Кто же знал, что следующим будет он сам? Мел - талантливейший актер и режиссер, и ему нужно дать шанс вернуться - для того друзья и существуют.

    РГ: Сейчас вы на вершине славы. Каждая новая роль воспринимается критиками положительно, а публикой, которая голосует деньгами, - с восторгом. Я как-то беседовала по заданию "Российской газеты" с Харрисоном Фордом, и он обронил фразу: "Я пока еще коммерчески устойчив". Вы же - не просто устойчивы, но устойчивость эта растет от фильма к фильму. И вот теперь - новое признание.

    Дауни-мл: Спасибо. Я уверен, что если дергать ручку "однорукого бандита" в казино достаточно долго, то в конце концов из него посыплются золотые слитки. Кажется, я уже додергался, и сейчас важно не упустить момент. Но при этом я уверен, что, подходя к пятидесяти годам, не нужно пришпоривать скакуна - он сам выберет темп.

    Поделиться