В Абу-Даби прошли знаковые для всего арабского мира переговоры. Россия стала стратегическим партнером государств Персидского залива. Не секрет, что страны региона оказывают непосредственное влияние на многие события и процессы практически во всех уголках Ближнего Востока и Северной Африки. В то же время "арабская весна" вполне в состоянии лишить покоя страны залива. Чем может помочь Россия? На эти и другие вопросы "РГ" ответил заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов.
Российская газета: В столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби прошло первое министерское заседание Стратегического диалога Россия - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Почему именно сейчас? И кто от подобного вида диалога получит больше пользы?
Михаил Богданов: Речь идет о долгосрочном проекте, о взаимовыгодном сотрудничестве, рассчитанном на длительную перспективу. Мы выходим на новый уровень контактов. Ведь до недавнего времени со странами Персидского залива Россия поддерживала связи исключительно в двустороннем формате.
У нас давно установлены дипломатические отношения со всеми странами региона. Находясь сейчас в Абу-Даби, С.В.Лавров поздравлял наших эмиратских партнеров с сороковой годовщиной независимости. При этом наша страна была одной из первых, кто признал независимость ОАЭ и установил с новым арабским государством дипломатические отношения. Это иллюстрация того, что у нас уже накоплен огромный опыт двусторонних связей со странами Персидского залива. Теперь же речь идет о коллективном формате. Россия отныне будет вести стратегический диалог с Советом сотрудничества государств региона.
В настоящее время в эту региональную организацию стран Персидского залива входит 6 членов. И подобный формат диалога расширяет возможности и государств Залива, и Российской Федерации. Теперь мы сможем коллективно согласовывать и координировать наши действия. Плюс развивать партнерство в торгово-экономической сфере, в энергетике, в области инноваций и инвестиций. Перспективы практически безграничны.
В частности, во время переговоров С.В.Лаврова в Абу-Даби речь шла о том, что можно будет использовать предстоящие в России крупнейшие спортивные мероприятия - Олимпиаду в Сочи или Чемпионат мира по футболу - для привлечения инвестиций со стороны стран Залива.
Министры иностранных дел России и ССАГПЗ дали поручения экспертам завершить разработку плана совместных действий на 2012-2015 годы. Думаю, что в ближайшие месяцы пройдут очередные консультации высоких должностных лиц, за которыми последует вторая встреча на уровне министров. На этот раз в Москве.
РГ: Не секрет, что действующие на Северном Кавказе террористы продолжают получать финансовую помощь от различных структур, в том числе и из Персидского залива. Обсуждалась ли эта проблема в ходе министерской встречи в Абу-Даби?
Богданов: Это специальный вопрос, который на прошедших в Абу-Даби консультациях детально не обсуждался. Для этого есть соответствующие каналы нашего антитеррористического взаимодействия, которое развивается довольно эффективно.
Тем не менее, безусловно, наша общая задача - борьба с международным терроризмом и с экстремизмом самого разного толка. В беседах речь шла об опасности радикального исламизма в различных регионах мира. Думаю, что это хорошая основа для углубления взаимопонимания. Все мы знаем насколько велика угроза радикалов, экстремизма и терроризма для национальной безопасности и России, и стран Залива. И мы намерены действовать согласованно, чтобы поставить этому надежный заслон.
РГ: Согласны ли вы с утверждением, что старт стратегического диалога России со странами Персидского залива - своеобразное послесловие "арабской весны"?
Богданов: В российском МИДе очень внимательно отслеживают события в арабском мире. И мы, и наши партнеры в странах Залива не скрываем свои озабоченности. Нас беспокоят некоторые наблюдаемые тенденции обострения обстановки в тех или иных странах региона. Начавшиеся трансформации носят неоднозначный характер. Мы, разумеется, приветствуем стремление народов арабских стран к большей открытости, транспарентности, демократизации общественно-политической жизни. Однако, к огромному сожалению, нередко также демократические процессы сопровождаются насилием. Мы это видели в Ливии. Сейчас схожая ситуация наблюдается в Сирии, Йемене. В других странах аналогичные общественно-политические процессы проходили менее болезненно. Например, в Тунисе или Египте. Но и там перспективы пока остаются туманными.
В странах Персидского залива обстановка сейчас более стабильная. Хотя все, конечно, помнят тревожные события на Бахрейне. Мы согласились с нашими партнерами, а они согласились с нами, с нашим мнением о том, что самый эффективный и безболезненный путь решения накопившихся в странах Ближнего Востока и Северной Африки проблем - эволюционный. Так как одним махом, безусловно, разрубить все имеющиеся противоречия невозможно. Необходимо всеми силами не допускать внутренних распрей, использования насилия. В этом плане мы призываем всех сирийцев к налаживанию широкого национального диалога.
РГ: На ваш взгляд, освобождение капрала Гилада Шалита поможет или помешает возобновлению палестино-израильских переговоров?
Богданов: Что касается обмена Гилада Шалита на более чем тысячу палестинских заключенных, включая женщин и подростков, то мы оценили это как важную гуманитарную акцию. Несомненно, он призван позитивно повлиять на улучшение атмосферы в палестино-израильских отношениях.
В Израиле с удовлетворением восприняли возвращение Гилада Шалита домой. А в Палестине, я имею в виду и Западный берег, и сектор Газа, не менее воодушевленно встречали освобожденных из израильских тюрем палестинцев. Полагаю, что это правильный шаг в правильном направлении.
Напрямую освобождение капрала Шалита не связано с задачей возобновления палестино-израильских переговоров. Тем не менее речь идет об одном из элементов восстановления хотя бы минимального взаимного доверия.
Однако в последние дни, к сожалению, произошел новый виток напряженности. Палестинские радикалы из Газы обстреляли израильские территории. Израильтяне в ответ нанесли удары по сектору Газа. Есть и раненые, и погибшие. По этому поводу последовало заявление МИД России с выражением нашей глубокой озабоченности подобным рецидивом насилия.
В Москве приветствовали посреднические усилия египетских властей по восстановлению состояния прекращения огня. Надеемся, что обе вовлеченные стороны будут соблюдать договоренность о прекращении огня. И обстановка будет относительно нормальной. Но, естественно, это не панацея от всех бед. Мы считаем, что, как и раньше, единственный путь к надежному урегулированию конфликта между палестинцами и израильтянами - это путь переговоров об окончательном статусе. За годы международного посредничества наработана известная договорно-правовая основа. Это и соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, это и "Дорожная карта", которая была в свое время согласована между сторонами, это и выдвинутая еще в 2002 г. арабская мирная инициатива.
Мы уверены, что необходимо не просто скорее восстановить переговорный процесс, но и планомерно идти к намеченной цели - созданию жизнеспособного независимого Палестинского государства в границах 1967 г. Такова в целом позиция ближневосточного "квартета" международных посредников.
На днях в Иерусалиме состоялись встречи "квартета" с палестинскими и израильскими представителями. Имеется в виду, что в предстоящие три месяца стороны должны выработать свои конкретные предложения по двум ключевым вопросам окончательного статуса - это границы и безопасность. Затем "квартет" смог бы проанализировать достигнутый прогресс, в том числе в ходе проведения Московской встречи по Ближнему Востоку, и поощрять дальнейшее продвижение мирных переговоров, которые должны завершиться в течение 2012 г.
При этом мы реально оцениваем ситуацию. Она очень сложная: расхождения между сторонами остаются весьма существенными. Поэтому потребуются немалые дополнительные усилия. У России наработаны доверительные контакты и с палестинцами, и с израильтянами, и мы такую миротворческую работу непременно продолжим.
В этом плане хотелось бы отметить, что те заявки палестинцев, которые обсуждались и обсуждаются в ООН и в ее специализированных органах, в частности в ЮНЕСКО, не должны рассматриваться как альтернатива переговорному процессу. Как утверждает само палестинское руководство, такие заявки настоятельно напоминают о необходимости садиться за стол переговоров и договариваться о мирном и безопасном сосуществовании двух государств - Израиля и Палестины - на общепризнанной международно-правовой основе, включая положения Устава ООН.
Интервью взято по итогам визита министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Абу-Даби 1 ноября 2011 года.