Госдума одобрила законопроект, по которому негосударственные вузы смогут участвовать в конкурсе на получение бюджетного финансирования. Это вызвало острую реакцию в государственном секторе высшего образования. О ее причинах и о перспективах развития высшей школы "РБГ" рассказал председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов.
РГ: Владимир Алексеевич, для негосударственных вузов этот законопроект создает новые возможности или трудности?
Зернов: И то, и другое. Эти поправки в законодательство, безусловно, повысят конкурентоспособность нашей системы образования в целом. Но многие негосударственные вузы уже заявили, что не будут участвовать в конкурсе.
РГ: Чего боятся?
Зернов: Не верят, что смогут честными способами получить государственное задание. Некоторых ректоров негосвузов отпугивает необходимость строгой отчетности по полученным средствам - денег дадут немного, а головной боли с отчетами станет гораздо больше. Кроме того, часть вузов понимает, что они не смогут соответствовать критериям отбора. Мы ведь уже с прошлого года имеем право получать государственные субсидии на совершенствование учебного процесса. Но подали заявки на них всего четыре вуза.
РГ: А государственные вузы конкуренции не боятся?
Зернов: У некоторых тоже есть основания опасаться. За последние десятилетия качество образования во многих из них упало. При этом из нашего университета, например, ребята уходят на бюджетные места легко. Так что конкурс может повлиять на селекцию всех вузов и существенно повысить качество образования. Ведь за последние 20 лет у нас ни один государственный вуз не был закрыт, каким бы слабеньким он ни был. Как только заходил об этом разговор, включался мощный административный ресурс - губернатор, депутаты, представитель президента в регионе, - и вуз оставался на плаву.
РГ: Критерии отбора уже известны? Кто их определяет?
Зернов: Предполагается, что закон должен вступить в силу с февраля будущего года. Несколько организаций подали в Минобрнауки России свои предложения по критериям, в том числе и наша ассоциация. Если они будут учтены, значительная часть государственных вузов участвовать в конкурсе не сможет. А из негосударственных принять участие сможет около половины. В сумме число учебных заведений, получающих бюджетные средства, осталось бы прежним. Но наши предложения еще не рассматривались: пока закон не принят, это, конечно, преждевременно. Хотя определить критерии оценки было бы полезно и помимо конкурса для всего высшего образования.
РГ: Но какие-то критерии оценки вузов существуют, разве не так?
Зернов: Возьмите любой мировой рейтинг вузов: 40-60% оценки - это способность вуза генерировать новые знания. А у нас основные критерии - средний балл ЕГЭ абитуриентов, то, как вуз заполнил бюджетные места, сколько освоил бюджетных средств... Нигде в мире таких критериев нет. Мы уже больше 10 лет говорим, что страна должна идти по инновационному пути развития. А в критериях распределения госзаказа ни слова об инновациях.
РГ: А каковы ваши предложения по критериям?
Зернов: Прежде всего это качество генерации новых знаний, то есть полученные вузом патенты, заявки на открытия, инновационная активность. Затем качество профессорско-преподавательского состава, соответствует ли образовательная среда современному уровню. Для негосударственных вузов надо ввести еще и такое понятие, как финансовая устойчивость.
РГ: Известно, что стандарт образования в некоторых негосударственных вузах выше: есть дополнительные учебные курсы, возможности стажировок, научной работы студентов. Получится, что "платные" студенты и "бюджетники" будут учиться по разным программам?
Зернов: А как сейчас в государственных вузах рядом учатся "платники" и "бюджетники"?
Конечно, диплом будет один и тот же, курс учебный - тоже.
РГ: Получается, что часть образования "бюджетников" будут оплачивать их же товарищи, обучающиеся за свои деньги?
Зернов: Понятно, что, даже выделив негосударственным вузам бюджет на какое-то количество мест, государство не профинансирует их полностью (так же, впрочем, как и государственные). Но для негосударственных вузов и студентов это все равно будет хороший стимул. В нашем университете, например, фактически уже сейчас есть бюджетные места. Их спонсируют фирмы, с которыми мы работаем. Но такой бонус на год получают лучшие студенты. Думаю, этот путь верный - государство не должно оплачивать учебу лентяев, двоечников, прогульщиков.
РГ: А как за рубежом поддерживают частное образование?
Зернов: Во многих странах давно приняты программы его поддержки. К примеру, в Польше на это тратят больше млрд злотых (примерно 10 млрд руб. - Прим. ред.) в год, и уже два их вуза представлены в Шанхайском рейтинге. Наших тоже два, но сопоставьте страны, возможности, потенциал. В Китае в программу поддержки включены более 100 вузов, и критерии для всех одинаковы.
РГ: Почему развитые страны сделали ставку на негосударственный сектор образования?
Зернов: Стоимость заявки на научное открытие в негосударственном секторе на 2-3 порядка меньше, чем в государственном. Простой пример: за последние годы наше государство затратило огромные деньги на поддержку IT-индустрии, подготовку кадров для нее. А где наши IT-шники? По всему миру. Где наши инновационные приборы, устройства, решения? Их нет. Недавно в Ганновере прошла очередная ведущая мировая выставка достижений в информационных технологиях CeBIT. Министерство разослало во все вузы указание обязательно заключить на ней договоры о сотрудничестве. Подписал контракт из всей страны один вуз - негосударственный. Просто негосударственные вузы вынуждены думать, искать спонсоров.
РГ: Законопроект, одобренный Думой, вызвал большое раздражение в государственном секторе Высшей школы.
Зернов: Да, сразу возникло противодействие. В минобрнауки пошли протестные письма от вузовских ассоциаций, против выступил Союз ректоров. Цель одна - все оставить по-прежнему. Надо понять простую вещь: наша система образования оказалась неконкурентоспособной в мире, она фактически перестала развиваться, оставаясь в социализме.
РГ: Выделение бюджетных средств негосударственному сектору способно изменить ситуацию?
Зернов: Мы имеем договоры о сотрудничестве с десятком субъектов Федерации. В вузах регионов я часто слышу: я получаю деньги за студентов по контрольным цифрам приема, государство за это хорошо платит, на кой мне эти инновации? Высокопоставленный министерский чиновник недавно сказал: "Я понял, в чем дело: сытый кот действительно мышей не ловит". Допуск негосударственных вузов к бюджетным средствам лишь маленький шажок, чтобы раскачать эту ситуацию, заставить шевелиться всех. Если мы хотим конкурировать в сфере образования на мировой арене, надо создавать внутреннюю конкурентную среду.