14.11.2011 23:45
    Поделиться

    Власти пересмотрят нормы, мешающие делать бизнес

    Минэкономразвития представило перечень действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти для включения в план проведения экспертизы в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Как пояснили в министерстве, к настоящему времени в минэкономразвития поступило на рассмотрение 65 заявок от предпринимателей и организаций бизнеса на проведение экспертизы. Для включения в план экспертиз собранные заявки направлены для анализа и отбора в бизнес-ассоциации, а также в Агентство стратегических инициатив и Консультативный совет по иностранным инвестициям в России.

    Как рассказал "РБГ" Александр Молотников, советник президента "Деловой России", в перечень минэкономразвития вошла значительная часть предложений этой Общероссийской общественной организации. "По просьбам операторов сотовой связи мы ходатайствовали о включении в список "Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования", поскольку данный документ фактически навязывает операторам работу через ненужных посредников, - уточил Александр Молотников. - Вынужденный пропуск трафика "в обход" снижает надежность связи и не позволяет снижать цены для абонентов, в том числе при национальном роуминге. Как следствие, во время недавно разгоревшегося спора о тарифах на роуминг операторы, может быть, и хотели бы снизить цены, но нормативная база им этого сделать фактически не дает. Тем отраднее видеть в списке актов, утвержденных к пересмотру, этот и другие акты в области телекоммуникаций".

    По словам эксперта, "Деловая Россия" приветствует включение в список "Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами". Как отметил Александр Молотников, сегодня из-за неоправданно обширного перечня документов, который требуют таможенные органы, сроки оформления разрешений на вывоз грузов из морских и речных портов зачастую затягивались, владельцы судов несли убытки, связанные с простоем судов и порчей грузов. В терминалах скапливались суда, ожидающие оформления. В частности, особенно остро проблема стоит в перегруженном Санкт-Петербургском порту.

    При этом эксперт заметил, что не все акты, предложенные к рассмотрению, были включены в список. Прежде всего это акты, касающиеся авторского права. "Скажем, постановление правительства РФ "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" позволяет осуществлять взимание вознаграждения как за охраняемые, так и неохраняемые объекты авторского права, что налагает дополнительные расходы как на предпринимателей, так и на государственные и муниципальные органы", - пояснил Александр Молотников.

    Не были включены в список крайне актуальные акты, регулирующие недропользование. При этом, по словам эксперта, предприниматели, работающие в этой сфере, совершенно не защищены законом, что приводит к большому количеству конфликтов с органами государственной власти. Наконец, не предполагаются к пересмотру крайне устаревшие акты трудового законодательства: в частности, те, что устанавливают командировочные в размере 100 рублей в день, а в каждой компании требуют иметь специальную печать на длинной ручке и кастрюльку с плиткой для плавления сургуча.

    Малый бизнес также активно сотрудничает с министерством. Как рассказал "РБГ" Андрей Шубин, руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ России", в принципе все предложенные "ОПОРОЙ" акты вошли в перечень. Это акты министерств и ведомств. А представители бизнеса в один голос говорят о необходимости пересмотра не только актов, но и законов.

    "Нам бы хотелось, чтобы была возможность проводить и ретроспективную оценку законов, поскольку в них также содержатся нормы, оказывающие непосредственное влияние на бизнес, - заявил Андрей Шубин. - Например, поправки в Федеральный закон N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривают резкое четырехкратное увеличение минимального уставного капитала для страховых и перестраховочных организаций с 1 января 2012 года, что приведет к существенному сокращению количества субъектов страхового рынка, а это приведет к ограничению конкуренции".

    По словам Александра Молотникова, бизнес понимает, что возможности и полномочия минэкономразвития не безграничны и на первом этапе пересматриваться будут лишь подзаконные нормативно-правовые акты. Тем не менее большое количество жалоб предпринимателей вызывают такие федеральные законы, как Градостроительный кодекс РФ, Закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и другие.

    Правовые эксперты поддерживают инициативы минэкономразвития, отмечая, что экспертиза правовых актов, без сомнения, важное условие эффективного нормотворчества. "По сути, любой нормативный акт, регулирующий отношения в сфере предпринимательской деятельности, может как затруднять ведение бизнеса, так и, напротив, создавать для него комфортные условия, - говорит Андрей Метелев, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Логично привлекать бизнес-ассоциации не только для отбора нормативных правовых актов, но и для их оценки".

    Как заметил Виталий Бородкин, старший юрист Юридической компании "Приоритет", экспертиза такого уровня в России проводится впервые. "На мой взгляд, при проведении экспертиз важно обратить внимание на подробную и четкую регламентацию действий, прав, обязанностей и ответственности как субъектов предпринимательской деятельности, так и государственных служащих, которые осуществляют контрольные функции, - считает эксперт. - Важно, чтобы пределы полномочий государственных служащих были максимально четко определены и не шли вразрез с интересами проверяемых субъектов. Важно, чтобы служащие и предприниматели помнили, кто из них и какую функцию выполняет. Для экономики государства нехорошо, когда чиновники начинают "охотиться" на предпринимателей, как серый волк на зайца. В таких условиях сложно не только уважать закон, но и пополнять бюджет государства налогами".

    По мнению Виталия Бородкина, для успешного прохождения экспертизы важно учитывать, в каких условиях сейчас ведется бизнес в России, в чем его сложности и каковы слабые места в вопросах взаимодействия бизнеса и власти. Если изначально при разработке документа законодатель закладывает механизм реализации закона или нормативного акта, который учитывает реальное положение дел в определенной сфере правоотношений, то реализация такого нормативного правового акта принесет большую пользу и на практике будет эффективна.

    Из предложенного минэкономразвития перечня Андрей Метелев предлагает обратить внимание на приказ ФНС об утверждении порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП. "Своевременное, оперативное получение легализованных сведений о бизнес-партнере, о стороне в судебном процессе, да и о себе самом часто необходимо хозяйствующему субъекту, - заметил Андрей Метелев. - Важно, чтобы процесс получения подобной информации был простым, не затратным и осуществлялся посредством электронной связи с регистрирующим органом. Переведенные на бумажный носитель сведения из государственных реестров должны приниматься всеми без исключения государственными органами. Необходимо обеспечить соответствие приказа ФНС России этим условиям, чтобы юридические лица и предприниматели могли реально использовать предложенный инструмент получения информации".

    Поделиться