Эксперт: В России сложились неэффективные модели социального лифта

Владимир Яблонский,
директор направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив

Механизм социального лифта как составляющей социальной мобильности является одним из основных инструментов повышения качества управления социальной сферой в частности и государством в общем. Обновление элит через этот механизм при условии его объективности - наиболее действенный способ обеспечить соответствие управленческого механизма общества и государства современным вызовам.

В советский период были сформированы устойчивые механизмы вертикальной и горизонтальной мобильности, предоставляющие практически равный доступ к росту по карьерной лестнице, во всяком случае, до определенного уровня, и обеспечивающие схожий уровень жизни специалистов вне зависимости от региона. Сегодня эта система практически демонтирована, а те небольшие фрагменты, которые остались, безусловно, устарели. К таким примерам можно отнести принципы вертикальной мобильности в образовательной и научной среде, основанные на подрастерявших свой истинный смысл процедурах защиты диссертаций на соискание ученых степеней. К сожалению, содержание этих процедур зачастую ограничивается формальной составляющей, и множество диссертаций уже давно не несут никакой научной новизны.

Общество постсоветского периода сформировало новые квазимодели социальных лифтов, но ключевой их проблемой являются необъективность и отсутствие равного доступа к старту (отсутствие публично доступных форм участия). Либо это клановые модели, где признаком качества является принадлежность к определенной группе (некий современный аналог непотизма), либо это модель предельно коммерциализированных отношений. В любом случае, сегодня можно констатировать недостаточную эффективность существующих моделей социального лифта, не обеспечивающих решение всех задач, стоящих перед механизмами обеспечения социальной ротации и самореализации в обществе.

Важной составляющей процесса формирования социальных лифтов является механизм образовательных траекторий. По большому счету, эффективность социального лифта напрямую зависит от успешности в определении параметров образовательной траектории будущего лидера. Проблемной областью для этих процессов сегодня является не столько ограниченность ресурсов - их уже действительно много (различные формы образования, доступ к информации и т.д.), сколько в увязке существующей ресурсной базы в единый комплекс, направленный на достижение определенных целей и подчиненный единой образовательной траектории, проходящей через всю жизнь успешного человека.

Говоря о необходимости формирования эффективных механизмов вертикальной социальной мобильности, важно понимать их ключевую цель - обеспечить возможности для развития лидера - человека, способного быть действительно полезным обществу и государству. Лидер, достойный общественной и государственной поддержки, формируется неотрывно от своего проекта и растет вместе с ним. Это может быть как бизнес, так и социальный и общественный проект.

В августе 2011 года было учреждено Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Это некоммерческая организация, созданная в целях содействия развитию социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров и коллективов в сфере среднего предпринимательства и социальной сфере путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив. Безусловно, содействие формированию новых механизмов социальных лифтов - одна из приоритетных задач агентства. Эта задача решается через индивидуальную работу с проектами и их лидерами. Высокая социальная значимость, потенциал роста и возможность распространения положительных практик на территории страны - ключевые показатели проектов, поддерживаемых агентством стратегических инициатив. Именно инициаторы таких проектов представляют собой лидеров, профессиональный рост которых может принести серьезные дивиденды нашей стране.

Таким образом, сам механизм отбора и поддержки проектов агентства, по сути, является базисом для социального лифта нового поколения, отличительными чертами которого являются объективность и структурная устойчивость. Например, уже сегодня на сайт агентства подано более двух тысяч заявок. Каждая из них - самостоятельный проект с лидером, инициировавшим его. Каждый из них стремится и готов выйти на новый уровень.

Тем самым стратегическая задача агентства не только и не столько анализ и поддержка инициатив. Задача АСИ - сопровождение траекторий новых лидеров, способных инициировать и организовать действительно важный и нужный стране проект и обладающих личными лидерскими качествами. Будет создан некий Клуб лидеров, отбор в который жестко подчинен публичным и объективным критериям.

Активное развитие и модернизация нашей страны невозможны без должного кадрового обеспечения. Создание эффективных, основанных на объективных принципах и позитивно воспринимаемых обществом механизмов социальной мобильности позволит экономике и социальной сфере нашей страны выйти на качественно новый уровень, достойный ведущей мировой державы. Власть сделала большой шаг к этому, создав агентство - структуру нового типа, призванную обеспечить коммуникацию между всеми заинтересованными группами и слоями нашего общества и в максимальной степени интегрировать ресурсы и усилия, направляемые на развитие страны.