В 2011 году продажи ноутбуков выросли на 25 процентов

За первые два квартала 2011 года продажи планшетных компьютеров в России упали на 18%, а продажи ноутбуков выросли на 25%, говорится в исследовании IDC. По мнению экспертов, в конечном итоге планшеты и смартфоны некую долю рынка ноутбуков/нетбуков отнимут, но вряд ли существенную. Скорее, они будут дополнением к этим устройствам.

В то же время согласно данным исследования глобальная тенденция компьютерной отрасли в некоторой степени противоречит российской - в большинстве стран продажи настольных компьютеров и ноутбуков падают, а рост продаж планшетников остается конкурентоспособным, хотя и постепенно замедляется.

"Причину снижения глобального отраслевого спроса на настольные ПК и ноутбуки я вижу в выравнивании потребительских свойств ноутбуков и десктопов, - говорит руководитель проекта iRU Сергей Суворов. - При этом цена мобильного ПК вплотную приблизилась к цене настольного решения, если раньше ноутбук стоил часто в два раза дороже настольного компьютера, то теперь разница в цене составляет всего 10-15%. И сейчас ноутбук далеко не всегда второй ПК в семье, а зачастую даже первый, ведь с ним удобно работать не только дома, но и в поездке. Что касается планшетов, я не думаю, что спрос на них может существенно повлиять на решение о покупке ноутбука или ПК. Это абсолютно разные по назначению устройства. Планшет, в отличие от ноутбуков и ПК, выполняет достаточно узкий спектр возможностей - это либо работа в Интернете и почте, либо простые игры, и пока эти устройства по производительности не могут конкурировать с ноутбуками и настольными компьютерами. Планшет - удобное устройство с точки зрения габаритов и веса. Но, повторюсь, пока планшеты имеют очень ограниченный спектр возможностей, поэтому ни о какой конкуренции с ноутбуками речь идти не может. Да, мировой спрос на планшеты пока растет, так как мощный импульс спросу придал планшет Apple iPad, и сейчас рынок предлагает пользователям очень богатый выбор предложений. Полагаю, еще пару лет спрос на планшеты будет расти, так как мы находимся в начале пути зародившейся новой ниши компьютерной техники".

"Думаю, что причина снижения глобального спроса на настольные ПК и ноутбуки в том, что рынок попросту насыщен этими устройствами, - говорит руководитель отдела сервисного обслуживания LinuxWizard Евгений Осипенко. - В России компании эксплуатируют парки машин, в которых присутствуют как настольные ПК, так и ноутбуки в роли настольных ПК. Эти продукты изначально позиционировались как долгосрочные: смена ПК пользователем может варьироваться от 1 года до 5 лет, в зависимости от целевого использования ПК. Но низкий уровень доходов населения, особенно в регионах, оказывает дополнительное влияние на продолжительность пользования машинами. Большинство покупок ПК и ноутбуков физическими лицами совершаются в кредит. Юридические лица также не всегда могут позволить себе регулярное обновление парка ПК. Кроме того, ПО, предустанавливаемое на ПК и ноутбуки, не слишком отличается от ПО, продававшегося 5 лет назад. Поэтому покупатели в большинстве случаев не видят необходимости в частой смене компьютерной техники. Планшеты и смартфоны заняли свою нишу, отобрав долю рынка не только у ПК и ноутбуков, но и у мобильных телефонов. Но в сумме их доля составляет не более 2%".

"Стоит также отметить, что в России при снижении уровня продаж ПК уровень продаж ноутбуков растет, - продолжает Евгений Осипенко. - Производители ноутбуков стремятся нивелировать разницу в стоимости между типичными настольными ПК и ноутбуками экономкласса. Однако планшеты при их технических характеристиках на сегодняшний день неконкурентоспособны по отношению к ноутбукам".

"До сих пор планшеты рассматриваются отраслевыми производителями как перспективное оснащение для некоторых сотрудников российских компаний и модный аксессуар для топ-менеджмента, - говорит генеральный директор "Ланк Системс" Иван Жиров. - Однако внедрение на них прикладных задач - дело уже ближайшего будущего. Планшеты сейчас приемлемы как рабочее место для сотрудников, которые мобильны, будь то в рамках здания, города или страны, должны при этом иметь возможность постоянного доступа в Интернет и доступа к работе с компьютерными программами, объемы редактирования данных - минимальные".

Однако уже очевидно, что вендоры будут продолжать инвестировать в разработку планшетов, постепенно расширяя свои рыночные ниши, говорят аналитики отрасли.

"В ближайшие 5 лет продажи ПК будут постепенно падать, ноутбуков, наоборот, расти, - говорит Сергей Суворов. - В ближайшие 2-4 года в России ноутбуки станут лидерами продаж. Повышение интереса потребителей и рост спроса на ПК возможны при появлении 128-битных комплектующих, которые были бы доступны домашнему пользователю и в корпоративном секторе. Однако любое изменение архитектуры ПК всегда занимало значительное время, а центром инноваций оказываются именно ноутбуки, которые изначально являются готовыми для потребителя устройствами. ПК перестали быть многосегментными на ИТ-рынке, ноутбуки заняли их место.