Эксперт: Оперативный лизинг выгоден малому и крупному бизнесу

На "круглом столе" "Оперативный лизинг. Плюсы и минусы оперативного лизинга для компаний, работающих в России" эксперты говорили в основном о преимуществах этого инструмента.

Оперативный лизинг начал активно развиваться в 2004 году. Более распространен в России лизинг финансовый. В этом случае имущество находится на балансе у лизингополучателя, к нему также переходит право собственности. Главное отличие оперативного лизинга в том, что имущество находится на балансе у лизингодателя и право собственности не переходит к лизингополучателю. По сути, это долгосрочная аренда, объектом которой могут стать автомобили, железнодорожный транспорт, офисная и строительная техника, недвижимость (офисы, торговые площади). По словам генерального директора ARVAL Россия Сергея Дианина, в этом году самый большой рост оперативного лизинга в России был зафиксирован в сегменте железнодорожного транспорта (вагоны).

Эксперты утверждают, что использование оперативного лизинга выгодно как крупным компаниям, так и предприятиям среднего и малого бизнеса. Между тем в Европе лишь в последние 2-3 года наметилась тенденция использования этого инструмента небольшими компаниями, в которых штат не превышает десятка человек. К основным преимуществам оперативного лизинга относятся сокращение затрат и повышение эффективности, сокращение численности персонала, передача неосновной деятельности внешнему поставщику, передача рисков, передача управленческой и административной работы третьей стороне. Также компания, использующая оперативный лизинг, более привлекательна для инвесторов и кредиторов, так как у нее на балансе нет непрофильных активов.

По данным опроса "Обозревателя корпоративных автопарков", небольшие и средние компании называют главной выгодой при использовании оперативного лизинга возможность контролировать бюджет, тогда как крупные компании - аутсорсинг услуг и администрирования. "Как показывает практика, европейские компании отдают на аутсорсинг все функции, связанные с обслуживанием корпоративного автопарка. В России же предпочитают оставлять себе управленческие функции, а на аутсорсинг передавать лишь часть - например, страхование", - говорит Сергей Дианин. По его словам, специфика отечественного рынка также связана с тем, что в России привыкли владеть. Однако отсутствие права собственности при оперативном лизинге - преимущество, а не недостаток, убежден эксперт. Да и затраты на корпоративный автопарк при операционном лизинге от 17% до 34% ниже, чем затраты на корпоративный автопарк, находящийся в собственном владении и управлении компании.

Сегодня на российском рынке оперативного лизинга присутствуют 10-12 игроков, наиболее крупные из них "Сбербанк Лизинг" и "ВТБ-Лизинг". Особенности использования этого инструмента в России связаны с низким уровнем знаний о продукте, а также отсутствием официальной статистики по рынку. Сложности в использовании оперативного лизинга связаны также с инфраструктурой и недостаточным числом поставщиков в регионах. Несмотря на трудности, в отношении перспектив оперативного лизинга в России эксперты оптимистичны. По их прогнозу, к 2014 году рост этого сегмента составит более чем 160% по сравнению с 2010 годом.