Воронежский авиазавод получит заказ на 10 Ан-148 для компании "Ангара"

Предварительное соглашение о поставке десяти самолетов Ан-148-100Е подписано между иркутским авиаперевозчиком "Ангара", УК "Истлэнд" и зарегистрированной в Воронеже лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК).

Как сообщает ИФК, пять бортов на условиях финансового лизинга предполагается поставить в 2012-2013 годах, опцион допускает передачу еще пяти машин в 2014-м. Благодаря этому приобретению авиакомпания планирует расширять географию пассажирских перевозок в Байкальском регионе, а также развивать туристические связи особых экономических зон "Ворота Байкала" в Иркутской области и "Байкальская гавань" в Бурятии со странами Юго-Восточной Азии.

К настоящему времени твердые контракты и предварительные соглашения в портфеле ИФК позволяют говорить о перспективном спросе на 160 самолетов семейства Ан-148/Ан-158.

Строить лайнеры для "Ангары" предстоит, скорее всего, "Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу" (ВАСО): борт украинского производства будет сложнее эксплуатировать в силу особенностей законодательства. На заводе заверили "РГ", что иркутскому заказу будут только рады - ряд "твердых" заказчиков по разным причинам откладывает оплату уже изготовленных самолетов. Держать машины на предприятии убыточно, поэтому Объединенная авиастроительная корпорация (в которую входит ВАСО) рассматривает разные варианты их реализации.

До конца 2011 года воронежский авиазавод по программе должен сдать в эксплуатацию пять Ан-148-100Е. Пара бортов уже поступила в распоряжение местной авиакомпании "Полет" через "Сбербанк-Лизинг", третий, тоже "полетовский", прошел все испытания и ожидает завершения финансовых процедур. Судьба еще двух машин, полностью готовых к передаче заказчику, пока под вопросом. Они выполнены в особой модификации - с англоязычной кабиной - поскольку предназначались для ВВС Республики Мьянма. После весенней авиакатастрофы в Белгородской области один из этих Ан-148 пришлось строить заново - за счет средств, выплаченных по страховке. Как пояснили "РГ" на ВАСО, Мьянма не расторгла контракт (летчики из этой страны завершили в Воронеже обучение для работы на Ан-148), но и не внесла деньги за самолеты. Вероятно, им подыщут более решительного покупателя. Им может оказаться тот же "Полет" либо Нигерия, с которой у ОАК есть договоренность о поставке шести бортов. В цехе окончательной сборки стоит два Ан-148, не планируемых к сдаче в текущем году, несколько таких машин проходит комплектацию.

Кроме того, до января надлежит передать "Полету" дальнемагистральных транспортный Ил-96-400 и первый из двух Ил-96-300, некогда изъятых у обанкротившегося перевозчика "Красэйр" и проходящих модернизацию по заказу специального летного отряда Управделами президента.

Из-за крушения Ан-148 производственная программа ВАСО на 2012 год будет скромнее, чем планировалось ранее. Вместо 12 самолетов в товарном виде предприятие надеется сдать семь. Среди них - спецборт для МЧС РФ (второй такой же Ан-148 изготовят в 2013-м), машины для ГТК "Россия", выражавшей намерение купить шесть лайнеров в дополнение к шести уже имеющимся. В ближайшие два года будут сданы также два новых пассажирских лайнера Ил-96-300.

Справка "РГ"

Ан-148 - ближнемагистральный самолет, рассчитанный на перевозку 65-85 пассажиров на расстояния до 4,4 тысячи километров. Модель разработана украинским АНТК имени Антонова при участии российских проектировщиков. Серийное производство ведут заводы в Киеве и Воронеже. Судно отвечает всем международным требованиям по безопасности и экологичности, приспособлено для эксплуатации на грунтовых аэродромах. Ан-148-100В летают под маркой авиакомпании "Россия" около двух лет, с осени 2011-го регулярные рейсы совершают два Ан-148-100Е авиакомпании "Полет".