Лекарственное возмещение способно улучшить здоровье россиян

В любой стране здоровье нации считается приоритетом государственной политики. Достижение его высоких показателей, снижение заболеваемости и смертности, формирование здорового образа жизни - все это требует значительных экономических затрат.

Как сделать систему здравоохранения наиболее эффективной, а медицинскую помощь доступной для любого гражданина? Эти темы обсудили за "круглым столом" известные эксперты.

"Концепция развития здравоохранения и охраны здоровья населения РФ до 2020 года" определила цели, которые предстоит достичь в ближайшие 10 лет. Среди главных задач текущего десятилетия - увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан с 68 лет до 73 лет, сокращение коэффициента смертности (число умерших на тысячу населения. - Прим. ред.) с 14 до 11, снижение заболеваемости наиболее массовыми недугами: сердечно-сосудистыми, онкологическими, инфекционными и т.п. . Но для их достижения необходимо совершенствование системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Каждый россиянин знает, что Конституция гарантирует всем гражданам бесплатную и доступную медицинскую помощь. Однако в реальности в случаях амбулаторного лечения лишь часть населения: так называемые льготники - инвалиды, часть пенсионеров и граждане, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, входящими в особую программу "7 нозологий", - имеют право на получение бесплатных лекарств. Остальные россияне вынуждены покупать их за свой счет. В то же время поставлена задача перенести акцент со стационарных на амбулаторные формы лечения. А это значит, что все большее число людей будет лечиться за собственные средства. Многие эксперты в области здравоохранения поднимают сегодня вопрос о том, что это фактически нарушает конституционные права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

- Право на бесплатные лекарства сегодня имеет всего около 3,5% населения, или около 5 млн человек, - говорит исполнительный директор Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова. - Государство тратит на эти цели лишь 0,25% от ВВП, или 100 млрд руб., что примерно в три раза меньше, чем в большинстве развитых стран. Эту сумму необходимо увеличить минимум в 2-3 раза. Откуда взять эти средства, если лишних денег в здравоохранении нет? С моей точки зрения, это должны быть налоги на сверхдоходы, прогрессивная шкала налогообложения и целевые акцизы на алкоголь и табак.

В Западной Европе, к примеру, из общественных источников субсидируется около 60% расходов граждан на лекарства, используемые в амбулаторном лечении. А социально не защищенные группы населения от доплаты освобождаются полностью. И это оправдано не только с гуманитарной, но и с экономической точки зрения: за 20 лет в этих странах, к примеру, смертность от болезней системы кровообращения снизилась в 1,7 раза. В России смертность от этих заболеваний тоже снижается, однако значительно медленнее.

Похожие системы применяются и в странах Восточной Европы, в которых ВВП на душу населения вполне сопоставим с российским. Так, в Польше (ВВП на душу населения равен 1,07 от российского) государство компенсирует 38,3% стоимости лекарств, хотя население потребляет их в 3,8 раза больше, чем в России. Похожая картина и в Венгрии, Эстонии, Словакии, Чехии.

- Конечно, если сегодня финансировать все виды медицинской помощи в соответствии с Конституцией РФ, то этого не выдержит никакой бюджет: в стране просто нет на это денег, - считает директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. - В 2004 году был принят закон о монетизации льгот. Обязательства государства составляли полтора годовых бюджета страны. То же самое, к сожалению, происходит сейчас и с медицинскими услугами. Проект федерального бюджета на 2012-2014 годы предполагает сокращение расходов на сферу здравоохранения. Основная проблема кроется в том, что чиновники до сих пор воспринимают здравоохранение как дотационную, а не инвестиционную отрасль. Такой подход не способствует росту эффективности затрат на медицину. Выделяемые бюджетом средства часто расходуются не оптимально.

По мнению эксперта, вкладывая деньги в лекарственное обеспечение и медицину, государство инвестирует в будущее экономики, в рост численности здорового трудоспособного населения. Ведь важно увеличить не просто продолжительность жизни граждан, а продолжительность здоровой жизни. Такой подход поможет решить комплекс проблем.

- Вопрос лекарственного возмещения уже вышел из плоскости технологической в политическую, - подчеркнула директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. - Это вопрос приоритетов государства, и диалог с обществом тут просто необходим. Затраты на внедрение системы лекарственного возмещения в любом случае окупятся. И чем дольше мы медлим с ее введением, тем глубже становятся проблемы недофинансирования. Ведь при помощи эффективных лекарств можно победить болезнь в самом ее начале, еще на амбулаторной стадии, то есть пациенту потом не приходится вызывать "скорую", ложиться в стационар - эти виды лечения гораздо дороже.

Мнения экспертов о том, во что обойдется бюджету страны переход на систему лекарственного возмещения, разнятся. Одни считают, что она будет стоить около 120 млрд рублей в год, другие называют цифры на порядок больше, третьи вообще уверены, что нужные средства можно сэкономить, если более эффективно распоряжаться средствами обязательного медицинского страхования.

- Введение системы лекарственного возмещения, при которой пациент в амбулаторном звене получает лекарства либо бесплатно, либо за часть их стоимости, - это вопрос позитивный, важный и нужный, - считает председатель федерального Фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин. - Однако наиболее правильным будет введение этой системы после решения проблем недофинансирования ОМС.

Сегодня тема лекарственного возмещения широко обсуждается профессионалами - медиками, специалистами фармацевтического рынка, экономистами, организаторами здравоохранения. Ясно, что рано или поздно эту систему придется вводить, если Россия хочет двигаться по пути развития социально ориентированной экономики. Разница во мнениях, пожалуй, заключается лишь в понимании скорости этого движения и механизмов внедрения нового. Но в этом, как показывает новейшая история, мы уже научились находить консенсус.

комментарий

Татьяна Галкова, директор по коммуникациям "Санофи" Россия:

- По данным Государственного регистра, в России диагноз "сахарный диабет" поставлен 3,4 млн людей. По оценкам экспертов, с учетом не диагностированных случаев реальное число заболевших в 3-4 раза больше. Сегодня диабет и его осложнения являются колоссальной нагрузкой на общество: затраты только на прямые расходы по диабету в европейских государствах достигают 15% от бюджета здравоохранения, а в развивающихся странах доходят до 40% (по данным общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации"). Огромные экономические потери связаны с потерей трудоспособности, преждевременным выходом на пенсию: диабет стремительно молодеет, основная часть больных - это люди, находящиеся в самой производительной фазе трудовой активности. Своевременное применение препаратов инсулина на ранних стадиях заболевания - мировая практика, она позволяет избежать очень многих осложнений сахарного диабета и значительно сокращает финансовые потери, которые несет экономика России из-за высокой инвалидизации населения. На сегодня самыми современными типами инсулина являются его аналоги, которые отличаются большей безопасностью и лучшей переносимостью по сравнению другими типами инсулина. Наша компания стала первой, начавшей производство этих инновационных высококачественных инсулинов в России. Теперь инновационные аналоги инсулина, которые ранее только ввозились из-за рубежа, производятся в Орле, на нашем заводе "Санофи-Авентис Восток".