14.11.2011 23:23
Поделиться

Юрий Богомолов: "Дело гастронома N 1" - глубокое и убедительное расследование

Гвоздь минувшей недели - завершившийся сериал "Дело гастронома N 1".

За гранью - как всегда Малахов со своими скандальными ток-шоу.

Нечто отдельное - очередной виток пиара Пугачевой и Киркорова на НТВ. И кое-что о репутации, которую стоит беречь не только смолоду.

Почему не вышло?

В спортивном отношении есть поединки поострее, чем предвыборные дебаты на отечественных каналах. И даже, чем футбольные дерби на стадионах Манчестера, Лондона и Милана.

Поострее всех этих вместе взятых дерби - схватки меж российскими федеральными каналами в борьбе за рейтинг.

Последняя из них (по времени) - та, что случилась в минувшую пятницу в эфирах Первого канала и НТВ.

Малахов душевно беседовал с дочерью покойной Людмилы Гурченко. И уже не в первый раз беседовал, мусоля подробности ссоры великой матери с неизвестной дочерью, и пережевывая переживания самой дочери Маши, которая уже сама - бабушка.

Тем временем почти минута в минуту по соседству, на четвертой кнопке, шел документальный фильм "Филипп и Алла" с вопрошающим подзаголовком: "Почему не вышло?" - тоже ведь смакование уже много раз обглоданных и обсосанных матримониальных отношений двух звезд с вкраплениями эксклюзивных кадров из личного архива Аллы Борисовны.

Ну да, показали, как на одной из вечеринок Алла и Филипп женихаются. Она - в центре внимания именитых гостей, а он - подле ее ног в буквальном смысле, как домашняя собачонка из породистых такс.

К этому - синхроны-свидетельства режиссера-биографа Юрия Занина. Еще авторы привлекли астролога Глобу, нумеролога (фамилию, простите, не запомнил), оснастили комментариями Бари Алибасова, ссылались на Вангу... Нечто концептуальное изрек музыкальный критик Артемий Троицкий...

Рефреном звучала песня: "Ты скажи, скажи мне вишня, почему любовь не вышла и твои опали лепестки".

Ничего не молвила вишня. Зато каждый из комментаторов на свой лад истолковал не сложившуюся сказку вечной любви. Ближе прочих к истине был, на мой взгляд, музыкальный критик.

С его точки зрения, у звездной пары "не вышло", потому что Филипп полюбил Аллу не как сексуальный объект. Она для него стала чем-то вроде жар-птицы. А затем и он обрел статус жар-птицы. И оба они оказались во власти миражей, где пиар и есть жизнь.

Миражи рассеялись, и сказка обернулась не былью, а пылью. Одна радость - звездной пылью, что на медиарынке хорошо продается как оптом, так и в розницу.

Алла для Филиппа стала чем-то вроде жар-птицы

Со своей стороны, сказочные персонажи Филипп и Алла не должны отчаиваться: авторы документального фильма выразили надежду, что сказка может получить продолжение, поскольку Филипп все еще любит Аллу, по-прежнему одинок, и сердце его до сих пор свободно. А она не расстается с подаренным им амулетом, и звезды на небе не сказали своего последнего слова. Может, наше поколение еще увидит небо в алмазах и повторный брак Аллы и Филиппа?

Именно на это нам намекнули под занавес своего повествования его авторы.

О джиннах, выпущенных из бутылки

У Малахова был на прошлой неделе свой звездный час в эфире. Тот, что он провел с Джуной, "выпущенной из бутылки".

Она металась по студии и метала громы и молнии. Кричала о своих заслугах перед человечеством. Выяснилось, что именно она стоит у истоков нанотехнологий, что изобрела какой-то биологический прибор, что ей приводилось оживлять сперматозоиды.

Нашелся один, кто дерзнул ей сказать, что-то поперек, так она ему:

- Ты сдохнешь скоро!

Он еще возражение, на что:

- Лечи свой простатит!

А потом снова и снова выкрикивала: "Я - воин!". И зачем-то ей срочно понадобился русский Иван. Поднялась страшная кутерьма. Малахов явно уже не контролировал происходящее в студии. У него до этого было выездное ток-шоу в израильской психиатрической лечебнице (это, когда он "лечил" Киркорова), но чтобы к нему в гости пожаловала палата N 6 со своими пациентами...

Впрочем, топовый ведущий в конце концов должен был остаться довольным: его рейтинг, скорее всего, поднялся выше останкинской башни.

Можно было бы опасаться за падение репутации господина Малахова, если бы ей было куда падать. Если бы он сам хоть чуточку за нее переживал. И если бы он один за нее не переживал.

"Мало ли какая репутация..."

В одной не вышедшей в эфир (но гуляющей по Интернету) программе проскользнула фраза молодого журналиста: "Мало ли какая репутация..." Мол, в чем проблема? Есть дело, есть работа, а разговоры о моральности того и другого, о моральных свойствах людей, созидающих то и другое, - это сотрясение воздуха, это пустое.

Живут же люди, в том числе и журналисты, со скверными репутациями. И чаще всего живут лучше тех, у кого они безукоризненны. А все-таки, нет-нет, да и почувствуют некоторый дискомфорт.

Ксения Собчак когда-то из необоримого желания оказаться в "ящике" рискнула взять на себя обязанности хозяйки "Дома-2". Так ей с этим клеймом туго теперь приходится... Ни в один солидный проект внедриться ей не удается.

Потом, дурная репутация такая штука: она прилипает не только к людям, но и к организациям. И даже к форматам.

Формат праймового сериала в последние годы оказался серьезно скомпрометированным благодаря несусветному числу мыльных продуктов как в криминальном варианте, так и в мелодраматическом.

Думаю, не в последнюю очередь именно по этой причине сериал "Дело гастронома N 1" (реж. - Сергей Ашкенази) не добрал зрителей и не удостоился серьезного внимания со стороны критики. А тут еще дебютная стадия повествования была вяло разыграна режиссером. Об этом приходится сожалеть, потому что в целом работа незаурядная. Реальные обстоятельства, легшие в основу сериала, до сих пор памятны.

Памятна участь Юрия Соколова - директора гастронома N 1, в просторечии именуемом тогда и сегодня Елисеевским. Директора расстреляли по обвинению в коррупции. Сделали это поспешно. И уже тогда сложилось впечатление, что неспроста. Словно прятали концы в воду.

То, что сделали создатели сериала, не просто беллетристическая окантовка известного уголовного дела. Это его глубокое и убедительное художественное расследование. Авторы докопались до сути советской коррупции, масштаб которой сегодня принято преуменьшать. Она была системной. Вот собственно, почему в ту пору власть имущие, для которых Соколов был и кошельком, и скатертью-самобранкой, поторопились от него избавиться.

А сегодня за ностальгическими сожалениями иных публицистов о крушении советской государственности, теряется представление о том, что именно эта государственность одних достойных людей развращала, других же просто перемалывала.

...Вчера начался показ по Первому каналу нового сериала "Фурцева". Тоже про то, что было сравнительно недавно. И про то, как это было.