Горнопромышленный комплекс Карелии может давать ежегодно до 18-20 миллионов кубометров щебня. Пока же рекорд - всего 11 миллионов кубометров. В причинах отставания разбирался корреспондент "РГ".
На сегодняшний день в республике действуют более 500 лицензий на пользование недрами, в основном это добыча железной руды и строительного камня для производства щебня. И перспектива этого направления очевидна. На прошедшем в сентябре в Петрозаводске совещании с участием Федерального дорожного агентства Карелия была названа одним из основных регионов в европейской части России, располагающим большими запасами строительного камня для производства высокопрочного щебня, который активно применяется в дорожном строительстве. А учитывая, что с 2012 года во всех регионах заработают дорожные фонды и предполагается резкое увеличение объемов строительства и ремонта дорог, перед республикой открываются дополнительные перспективы.
Заместитель директора Института геологии Карельского научного центра Виталий Шеков привел такую статистику: если в год в республике производится немногим более 10 миллионов тонн щебня, то в соседней Финляндии этот показатель превышает 100 миллионов тонн. При этом потребности в щебне только на Северо-Западе России оцениваются в 122 миллиона тонн ежегодно. По мнению ученого, при разумном подходе к строительству карьеров, их эффективном использовании у региона есть большие перспективы по развитию горнопромышленного комплекса и реальная возможность улучшения социально-экономического положения населения. Об этом также говорил на совещании по проблемам горнопромышленного комплекса в правительстве Карелии министр экономического развития Валентин Лунцевич. В разговоре принял участие и полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко.
- Карелия - богатый регион, - отметил полпред. - Здесь есть серьезные ресурсы. Запасы железной руды, воды, торфа делают республику чрезвычайно привлекательной. А горнопромышленный комплекс как раз и является важным направлением развития региона.
Но далеко не все складывается удачно. В прошлом году в этой отрасли работало лишь 89 организаций, 19 из них на протяжении ряда лет постоянно декларировали убытки от финансово-хозяйственной работы, поэтому не платили в бюджет Карелии налог на прибыль. И только семь предприятий имели положительный результат от своей деятельности, хотя тоже весьма несущественный. Исключение составляло крупнейшее предприятие "Карельский окатыш", на котором и держится весь горнопромышленный комплекс. Без учета его вклада доля остальных предприятий в структуре доходов составляет менее двух процентов, доля же убыточных предприятий - почти пятьдесят процентов.
Региональное правительство системно боролось с неэффективными недропользователями. Их заслушивали на комиссиях, применяли рычаги административного воздействия, пытались лишить права на промышленную деятельность. И приостановили действия 21 лицензии, но судебные органы отменили это решение, ссылаясь на то, что предприятия вкладывают средства в освоение недр. Оказалось, не так-то просто отнять у частных компаний уже полученное разрешение на освоение недр.
И все же сдвиги произошли. Как заявили в министерстве экономического развития, в нынешнем году, по сравнению с 2010-м, ситуация в горнопромышленном комплексе республики значительно улучшилась: большинство предприятий отрасли показывают прибыльную работу, доля убыточных сократилась почти наполовину.
Но есть и другие проблемы. Одна из них - длительный процесс продвижения инвестиционных проектов, связанных с разработкой недр. Для получения положительного заключения технического проекта освоения месторождения сегодня необходимо получение более 120 обязательных согласований, а весь процесс от идеи до завершения строительства предприятия порой занимает до шести лет. В 2010 году в Карелии была приостановлена реализация 58 инвестиционных проектов по строительству новых горных предприятий, на шести действующих предприятиях прекратили производство щебня. Причины - в ориентированности на российский рынок сбыта при чрезмерно малой емкости рынка строительных материалов внутри Карелии, зависимость от конъюнктурных колебаний рынка строительных материалов. Кроме того, удаленность предприятий от потребителей порождает прямую зависимость и от транспортников. За 2010 год по железной дороге перевезено 60 процентов продукции, водным - 8, автотранспортом - 14.
Железнодорожный тариф до Москвы, например, превышает отпускную цену щебня на карьере и приводит к удорожанию продукции почти в два с половиной раза. При этом нередко предлагается крайне невыгодная логистика направления грузов: не по прямым направлениям, а по периферийным, менее загруженным путям.
- Мешает работе и несовершенство законодательства, и громоздкая процедура согласований, и нехватка энергомощностей, и трудности с отгрузкой продукции, - сказал Валентин Лунцевич. - Из-за недостаточного количества железнодорожных вагонов, по данным предприятий горнопромышленного комплекса, темпы производства щебня сдерживаются на 30-50 процентов.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов считает, что проблема не в отсутствии вагонов, они есть в достаточном количестве, а в управлении этим видом железнодорожной деятельности. По словам Степова, сегодня в России пустуют 36 тысяч вагонов. А не предоставляют их под погрузку предприятиям потому, что руководители компаний ждут выгодных заказов, оттого и взвинчивают цены.
И сделать ничего нельзя. Вагонным парком теперь владеют не Российские железные дороги, а дочерние компании, они и являются монополистами. Полпред Николай Винниченко напомнил Виктору Степову, что именно железная дорога явилась инициатором данной реорганизации, а теперь просит вернуть ей в управление вагонный парк. Виктор Степов сообщил, что для решения проблемы должен быть сформирован институт централизованного управления вагонным парком, введена четкая система диспетчеризации, Российские железные дороги занимаются проработкой данной проблемы.
- С вопросом надо разбираться быстро, и решение должно быть системное, необходимо законодательное урегулирование, чтобы можно было предъявлять жесткие требования к собственникам вагонного парка, - подытожил разговор Винниченко.
Александр Ходачек, директор НИУ ВШЭ в Петербурге:
- Складывается впечатление, что все проблемы, связанные с добычей, переработкой и транспортировкой нерудных строительных материалов, к которым относится и щебень, сводятся к высоким железнодорожным тарифам и отсутствию подвижного состава, а отсюда к удорожанию продукта при поставке его к потребителю. Крайне редко вспоминают о том, что в Карелии осталось довольно много депрессивных территорий с уже разработанными карьерами по добыче щебня, в значительной мере повлиявших на ухудшение экологической обстановки в регионе, а целый ряд вредных производств находится в непосредственной близости от природо-охраняемых заповедников. Прежде всего, должна рассматриваться экологическая составляющая этого процесса!
Нужно помнить и о потребностях региона, то есть СЗФО, в нерудных экологических ископаемых, растущих на фоне воссоздания дорожного фонда. Нужно создать систему кооперации, прежде всего, с Ленинградской областью и Петербургом, Вологдой и Мурманском - ближайшими соседями Республики Карелии, которые будут нуждаться в таких поставках.
И наконец, транспортировка объемов щебня, который сейчас производится в республике, наиболее выгодна водным путем, в границах водной системы Балтики.