Все права российских военных пенсионеров и их семей, проживающих в Латвии, соблюдаются, сообщил глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Но есть и проблемы. Этот вывод основан на итогах параллельной проверки, которую провели наши аудиторы и сотрудники Госконтроля Латвии.
В Москве прошла совместная коллегия Счетной палаты России и латвийского контрольного органа. Сергей Степашин подчеркнул, что речь идет о равных правах, которыми пользуются все жители Латвии. В прошлом году, подчеркнул он, на пенсии и социальные нужды российских военных пенсионеров в Латвии наше государство направило 2,3 миллиарда рублей.
Однако в ходе ревизии всплыли и проблемы, которые, скорее всего, потребуют пересмотра положений межправительственного соглашения от 1994 года о социальной защищенности российских военных пенсионеров на территории Латвии. Рекомендации аудиторов в ближайшие дни будут направлены руководству обеих стран в специальном информационном докладе.
Латвийскую сторону, например, беспокоит вопрос о том, кого все же считать российскими военными пенсионерами. Тех, кто проживал в Латвии до 1992 года, который зафиксирован в соглашении? Либо тех, кто приехал в страну после 1992 года? По словам главы Госконтроля Латвии Ингуны Судрабы, ответы на эти вопросы надо дать как можно скорее. Ведь зачастую они связны с начислением "двойных пенсий". Одновременно очень слабо пока между госструктурами Латвии и российским посольством налажен информационный обмен. "На практике только если сам военный пенсионер отказывается от выплат, то они приостанавливаются", - сказала Судраба.
Кроме того, считают латвийские аудиторы, большей ясности требует и оплата услуг здравоохранения. Их российским военным пенсионерам уже оказали на 3 миллиона долларов больше, чем перечислила российская сторона. Латыши в связи с этим предложили изменить порядок расчетов, исходя из соответствия полученных денег объему медуслуг. Сергей Степашин в свою очередь заметил, что российские военные пенсионеры не имеют возможности получить в Латвии некоторые льготы, которые для них предусмотрены в России, например, по стоматологической помощи. И этот вопрос тоже надо решать с помощью материальных компенсаций. Если не хватает денег, предусмотреть их в бюджете. Как и для жилищных проблем ветеранов. Сегодня некоторые военные пенсионеры, которые имеют квартиры в домах, передаваемых по латвийскому закону "о реституции" их бывшим собственникам, оказываются под угрозой выселения. И здесь также со стороны России могут потребоваться компенсации.
Сегодня эти и другие вопросы решает межгосударственная комиссия. С российской стороны ее недавно возглавил статс-секретарь - заместитель министра обороны Николай Панков. Кроме защиты прав военных пенсионеров, ему также предстоит заниматься вопросом обустройства и содержания захоронений военных, погибших как в военное, так и в мирное время времен в Латвии и России. Межправительственное соглашение действует на этот счет уже с 2007 года. Но как показала проверка, конкретикой пока не обросло: свои обязательства стороны выполнять не стремятся. Но сейчас, уверен Степашин, должен произойти позитивный перелом. Пока ни в России, ни в Латвии целенаправленного учета братских могил не ведется - только в рамках общих поисковых работ, причем за счет Италии, Германии, Венгрии. Между тем, по разрозненной информации российских и латвийских ассоциаций, только в Латвии сегодня находится около 360 мест, где покоится 450 тысяч российских солдат. В России тоже много неизвестных, неучтенных захоронений репрессированных и военнопленных латышей. На коллегии прозвучали такие цифры: на территории Москвы, в Бутово, есть могилы 263 человек, обнаружены могилы в Коми, в Красноярском крае, Кировской области.